Все замечали, как становится тревожно, когда идешь по городу и слышно, как плачет грудной ребенок. Он еще не умеет говорить о своем состоянии здоровья, а сообщить, что тревожит надо, так как родители самые близкие люди, которые обеспечивают ребенку защиту в этом мире, пока он его не освоил. Считается, что лечить сложнее всего маленьких детей и животных, так как, сложно составить полную картину болезни, и нет обратной связи о результативности применения лекарственных препаратов.
Да, для врачей, которые видят ребенка всего несколько минут и не знают его, но для родителей всегда есть обратная связь от ребенка, независимо, сколько ему лет и в каком состоянии он находится. Это родительская способность «чувствовать сердцем», которая находится у всех родителей, но не все открывают эту способность в себе или просто не признают её у себя. Для понимания, как откапать в себе такую способность пойдем простым логическим путем. Ни для кого не секрет, что при общении используется два вида передачи информации: вербальное (речь) и невербальное. Подробно описывать не буду, так как конкретно можно прочитать из других источников. Только напомню о невербальной передачи информации – это жесты, мимика, звуки.
Так вот ребенок сообщает своим родителям о себе невербальным способом общения. А плачь ребенка – это всего лишь способ прибавить громкость для родителей, чтобы оторвались от своих дел и услышали его. Громкий плачь ребенка при заявлении о себе – способ поведения, которому родители обучают (неосознанно) САМИ своего ребенка. Родители, используйте древнейший и проверенный способ, чтобы получить информацию о ребенке - наблюдение. Например, ребенок сучит (трет ступни друг об дружку) ножками – это говорит о том, что его беспокоит живот.
Или другой вариант, ребенок причмокивает губами – это может быть, что ребенок хочет пить или кушать. Написаны примеры жестов, но помните, что у каждого ребенка они индивидуальны. Однако одной информации мало, необходимо добавить свои ощущения. Здесь буду использовать два вида ощущений: комфортно и некомфортно или другой вариант: спокойно и тревожно. Каждый использует то, что ему ближе и понятнее. Для начала важно вам родителям определить и почувствовать разницу между этими двумя ощущениями. Сделать это очень легко: сядьте там, чтобы вас никто не отвлекал. Далее вспомните ситуацию, в которой вам было хорошо и спокойно (комфортно) и понаблюдайте, какие ощущения в вашем теле (как реагирует тело). С тревогой работа такая же, но вспомнить ситуацию, связанную с неприятностями (лучше с мелкими). Затем вновь возвращаетесь к приятным воспоминаниям. Закончить упражнение необходимо хорошими ощущениями.
Всего три этапа, которые помогут родителям развить способность «Чувствовать сердцем» своего ребенка: Просто наблюдаете за своим ребенком, а не смотрите.
Наблюдение подразумевает видеть ребенка без оценки, что и как он делает или как он выглядит (без пулемета мыслей в голове). Мысленно спросите себя: какие ощущения? Или Что присутствует: спокойствие или тревога? Если внутри вас ощущение спокойствия, значит все в порядке у ребенка. Если внутри ощущаете тревогу, тогда особое внимание обратите на мимику и жесты ребенка, которые подскажут вам, что беспокоит ребенка в данный момент. Например, ребенок моргает глазками или прищурил их – это может быть: солнце глаза слепит или хочет спать. Каждый из своего жизненного опыта знает, что предупреждать проще, чем исправлять. Такие способности заложены у каждого человека и не зависят от пола мужчина или женщина. Первое время потребуется сознательное отслеживание своих ощущений и наблюдения. Через определенное время (у каждого оно свое) - это станет вашей психологической привычкой своим - взглядом определять внутреннее состояние ребенка.
Дальше развивая способность, родитель сможет определять состояние своего чада и без наблюдения на любых расстояниях. В этом случае выигрывают обе стороны: Родитель – получает своевременно информацию о ребенке (кто предупрежден, тот вооружен) и в дальнейшем сможет корректировать поведение ребенка, а не бороться с вредными привычками, неприятными ситуациями. Ребенок – у него формируется представление о себе «Я – личность», а значит понимать себя и управлять своим поведение. Самое главное в этом желание родителя захотеть установить контакт с ребенком на духовном уровне, т.е. стать его духовным наставником или учителем.
Создание среды для раскрытия способностей ребенка. Сейчас речь пойдет о материальной стороне среды обитания ребенка: кроватка, комната, квартира. Когда основой является ребенок, то пространство подстраивают под ребенка, например, кроватка, которая позволяет ребенку свободно переворачиваться, нет высоких краев, с которых можно упасть. То же самое касается и квартиры, когда ребенок начинает ходить и все трогать в зоне его досягаемости. Родителям важно вспомнить или обновить курс школьной физики, а также понадобятся знания о физическом развитии ребенка от года до 3 лет особенно крупной и мелкой моторики. Активность головного мозга ребенка закладывается с самого рождения через его физическую подвижность. Теперь необходимо включить логику и соединить три компонента в единую картину: физика, знания о физическом развитии ребенка и ваш ребенок. Для примера, возьмем возраст, когда ребенок начинает переворачиваться 2-4 месяца. Вспоминаем знания из физики про силу трения качения, а также как она действует, как перекатывается предмет и куда прикладывается сила. Далее наблюдаем за своим ребенком, как проявляется эта сила у малыша, и задаем себе мысленный вопрос, как создать условия для освоения этой силы.
Возьмем другой пример, когда ребенок начинает осваивать закон гравитации и все предметы бросает. Создайте условия, чтобы у ребенка появилась возможность бросать разные предметы по качеству, размеру, плотности, тяжести. Для ребенка также необходима и психологическая среда обитания. В нее входят чувства и ощущения родителей и других людей, которые живут вместе с ребенком. Вместе создают атмосферу дома. Эмоциональная сфера дома затормаживает или ускоряет понимание и развитие ребенка. Преобладание страха, вины, злости и долга приводит к замедлению психологического развития человека. Такие чувства, как радость, нежность, удовольствие и наслаждение ускоряют развитие ребенка.
Наблюдение без оценки за ребенком и его действиями, дает возможность создать среду обитания для ускорения развития личности ребенка. Любые действия или взаимодействия ребенка – это всего лишь показатели созданной родителями среды обитания для ребенка. Пример, создания условий для развития качества жадности: «Жадина – говядина, пустая шоколадина.» - всем знакомая детская поговорка. Её часто можно услышать в детском разговоре, значит в этот момент кто – то из детей жадничает. «Жадина» – это ребенок, который не дает свои игрушки, с боем их отстаивает, да еще к тому же забирает чужие игрушки и играет ими. Первое проявление качества жадности можно заметить с года, когда ребенок берет любой предмет и постоянно ходит с ним, не выпуская из рук. Ребенок растет и познает мир, и любой попавший в его руки предмет становится исследуемым, а это значит, ребенок производит различные действия с этим предметом (кидает, мнёт, открывает, стучит и т.д.). Если же ребенок просто держит в руках и не отпускает, то это первые сигналы о формировании жадности в личности ребенка. Теперь рассмотрим, что является источником формирования этого качества. Примером послужит ситуация, в которой ребенок взял дорогую (видео камеру) или опасную (нож) вещь. Действия ребенка: Берет появившуюся новую вещь в его поле видимости и начинает ее исследовать, производя действия. Действия взрослого: Подходит или подбегает, когда эмоции выплескиваются через край, и просто без слов или какого-то предупреждения выхватывают вещь из рук ребенка, да при этом еще умудряются отругать или наказать ребенка. Постоянно повторяющие действия взрослого, выхватывание предметов из рук, приводят к формированию у ребенка представление, что если взял предмет, то надо держать крепко или его защищать, а лучше схватил и убежал.
А теперь пришло время взрослых проанализировать свои действия по отношению к ребенку. Когда и как часто старшие просто забирают вещи у ребенка? Приведен пример, который часто встречается в жизни.
Осознанное воспитание заключается в том, чтобы родители сознательно создавали среду обитания для развития определенных качеств личности ребенка. Существует еще одна среда обитания, которая влияет на интеллект и образование ребенка. Чем выше скорость мышления у человека, тем более развит интеллект. Создание по образцу и решение задач по инструкции создают условия для уменьшения скорости мышления. Проявление собственных мыслей и рассуждений приводит к творчеству и новым открытиям. Когда ребенок сам для себя открывает мир, путем наблюдений и рассуждений, то создаются условия для ускорения развития мыслительного процесса. И даже выводы, которые кажутся для взрослых ошибочными, являются для ребенка только частью вариативности решения задачи.
Понять, что у ребенка есть жизнь, и он ее проживает, впитывая с самого рождения знания от взрослых об окружающем мире. Ребенок не делит свою деятельность на разные виды, как это принято считать в педагогике, что у ребенка есть ведущие виды деятельности, как игровая и учебная. Жизнь - это процесс. Все игры, основанные на определенном ролевом сюжете, оставляют след в сознании ребенка и в дальнейшем могут использоваться на ребенком, как пример поведения в определенных жизненных ситуациях. Например, играя с ребенком в больницу, стоит ли вносить в сценарий и проигрывать серьезные болезни, уколы и таблетки или лучше внимание обратить на оздоровительную зарядку и тому подобное. И предлагаю рассмотреть воспитание – как процесс общения личностей, у которых происходит обогащение опытом и знаниями об окружающем мире.
Процесс, в котором нет учителя и ученика. Как родитель дает очень многое ребенку, так и ребенок дает многое родителям. Взаимное общение на равных раскрывает возможности и способности у каждой личности, участвующей в процессе.
Психологические консультации онлайн wats up +79122892741