Необычные виллы, многоэтажные жилые кварталы, озера, парки и разросшиеся дорожные сети: в городах-призраках Китая есть все. Отсутствует только один самый главный элемент - люди.
По разным подсчетам от 20 до 50 безлюдных городов, построенных для людей, которые так в них и не приехали, разбросаны по всей стране. Но строительство продолжается. Предположительно в Китае может насчитываться до 64 миллионов пустых квартир. Обычно эти новые поселения строятся в сельских районах на окраинах существующих городов.
Такие проекты массовой застройки, предназначенные для населения, насчитывающего сотни тысяч человек, могут включать высотные кондоминиумы, огромные торговые центры, городские площади, уличные фонари и даже реплики европейских городов.
Для чего нужны необитаемые города?
Для стороннего наблюдателя, особенно иностранца, это явление кажется абсолютно загадочным, а власти Китая не спешат вдаваться в подробности.
Подобная ситуация вызывает много слухов, домыслов и предположений, включая самую захватывающую версию о том, что Китай готовит запасные города на случай войны, если потребуется переселить огромные массы населения в более безопасные районы.
По другой, более приземленной версии, эти таинственные и почти пустые города являются частью более крупного плана Китая по переселению до 300 миллионов граждан страны, которые в настоящее время проживают в сельских районах, в городские районы.
Тем временем, Динни МакМахон (Dinni McMahon), автор книги «Великая стена долгов Китая», считает, что главной причиной загадочных новых строительных проектов, является поток долгов, ставший результатом мирового финансового кризиса.
«Местные органы власти по всей стране пытались подбодрить свою экономику, создавая больше инфраструктуры и стимулируя рынок недвижимости», - рассуждает МакМахон.
По словам автора книги, государственные и частные девелоперы продолжают это, казалось бы, расточительное строительство в местах, которые в итоге становятся городами-призраками, потому что они верят в способность китайского рынка недвижимости продолжать неуклонный рост.
Количество вакантных площадей в Китае, как и многие другие, потенциально чувствительные данные, традиционно покрыты тайной.
Однако не все города-призраки остаются таковыми. По свидетельству автора книги «Города-призраки Китая» Вейда Шепарда (Wade Shepard), который документирует существование городов-призраков с тех пор, как в 2006 году он впервые обнаружил такой необитаемый город, эти города просто находятся в фазе между строительством и заселением.
«Многие из этих городов, которые появились в 2000 - 2003 годах, в значительной степени развиты. Если приехать туда сейчас трудно будет догадаться, что еще недавно они были новым городом», - утверждает Шепард, ссылаясь на ряд примеров, в том числе на некоторые из наиболее экономически жизнеспособных городов Китая.
«Если вы посмотрите вокруг, то подумаете, что это обычный город, и будете считать, что так оно и было, не догадываясь, что 10 лет назад люди называли его городом-призраком, а 20 лет назад это были просто апартаменты и деревни», - заявляет автор.
По словам Шепарда, похожие этапы строительства отмечались в течение всей мировой истории, когда развитые страны впервые начали расширяться, хотя и не в таком огромном масштабе, как в Китае.
«Они строят больше, чем кто-либо другой, с большим размахом, чем кто-либо, и у них есть более обширный генеральный план, чем у любой империи или королевства в истории», - настаивает Шепард.
Шепард приветствует новое крупное городское движение Китая как большой успех, который дает городам-заповедникам потенциал для развития и расширения.
В отличие от многих городов по всему миру, где население постоянно перерастает инфраструктуру, вынуждая градостроителей находить новые способы борьбы с пробками и спросом на большее количество площадей для строительства, Китай, как правило, на шаг впереди.
Как сказал один из китайских мэров, это явление похоже на покупку костюма на вырост для слишком быстро растущего мальчика.
Консультационная фирма J Capital Research поставила перед собой задачу документировать каждый город-призрак в Китае, открыв веб-сайт, чтобы показать, сколько пустующей недвижимости существует по всей стране.
Управляющий партнер фирмы Тим Мюррей заявил, что многие из наиболее процветающих городов Китая были созданы таким образом, в том числе Шеньчжэнь который граничит с Гонконгом и в настоящее время является четвертым по величине городом Китая.
«Это пример классической урбанизации, которая очень хорошо работает», - говорит Мюррей.
Другим примером является новый район Пудун в Шанхае, который когда-то представлял собой болото, раскинувшееся за рекой главного города.
«Я работал в Шанхае, когда этот новый район был еще мечтой, и я смотрел на это строительство и думал: « Эти парни - просто сумасшедшие. Зачем так много строить, если никто не собирается этим пользоваться?», - рассказал Мюррей.
«И я был неправ, проект имел большой успех», - утверждает Мюррей.
В то же время, Мюррей подчеркнул, что выше указанные примеры являются скорее исключением, чем правилом.
«Такой подход практиковался и практикуется по всей стране, но часто в таких местах, где это просто не будет работать», - говорит он.
По мнению МакМахона, вероятность заселения города-призрака зависит от возможности создавать в нем рабочие места и обеспечивать промышленный рост.
Например, МакМахон считает, что так произошло в случае с районом Чжендун в Чжэнчжоу, столице провинции Хэнань Центрального Китая, куда правительство «направило десятки миллионов долларов в виде стимула» для Foxconn, тайваньского производителя iPhone Apple, чтобы компания согласилась открыть в городе завод.
На заводе было задействовано 200 тысяч человек, и это способствовало мгновенному запуску города-призрака, рассказал МакМэхон, который также является бывшим журналистом журнала Wall Street Journal в Китае.
Однако, по его мнению, у большинства городов-призраков в Китае нет таких ресурсов, или такого крупного города притяжения, как Чжэнчжоу.
Поэтому МакМэхон полагает, что идея о том, что эти места обязательно заселятся, является «абсолютный сном», так как города-призраки чаще всего строятся в тех местах, куда мигранты не хотят переселяться, потому что там нет возможностей для развития.
Например, Ордос, один из крупнейших городов-призраков в Китае, начали строить более 20 лет назад, во времена великой монгольской угольной лихорадки, когда в этом районе существовало много угольных шахт.
Построили огромный город с музеями, театрами, даже гоночной трассой и большим стадионом. Однако город остался практически пустым, потому что многие шахты в районе Ордоса оказались нерентабельными и закрылись, а люди соответственно не поехали туда жить.
Город – красивый, чистый, по пустынным улицам ходят пустые автобусы, а на остановках практически нет людей. В Ордосе есть даже «Монгольский Диснейленд», тематический парк «Ордосская свадьба» в романтическом стиле, Площадь Супружеского Долголетия и зона культуры «Традиционная китайская любовь».
Правда, город стал популярным у туристов, которые посещают его именно для того, чтобы получить представление о городе-призраке.
Интересно, что, несмотря на то, что многие города-призраки продолжают пустовать, большинство жилых помещений там уже раскуплены. Многие люди купили или покупают там недвижимость в качестве инвестиций, не собираясь переезжать. В то же время, судя по всему, трудно предсказать, окупятся ли вложения в том или ином городе-призраке.
Что почитать:
https://fishki.net/42737-zagadka-kitajskih-gorodov-prizrakov-12-foto.html
http://www.abc.net.au/news/2018-06-27/china-ghost-cities-show-growth-driven-by-debt/9912186
Понравилась публикация? Не забудь лайкнуть и подписаться на канал.