Список званий в османской иерархии длинный и сложный. Но основные титулы постоянно на слуху. Мы решили разобраться, кто есть кто и кто кого важнее.
Начнем с самого важного понятия. Султан - это глава государства, в единственном лице представляющий его власть. Другой властью в государстве мог быть имам, но он представлял религиозную ее часть.
Первые султанаты существовали еще у турков-сельджуков. Так именовались государства в Индии и Египте. А у османов первым султаном на самом деле назывался вовсе не Осман Гази, а только его внук Мурад 1-ый.
Также к титулу султан правителю добавляли титул хана. Изначально хан руководил целым племенем, а родом внутри него правил бей.
Например Осман Гази возглавлял племя кайи, его отец Эртугрул имел тот же титул. Они назывались ханами. (Позже - Бали бей, глава рода Малкочоглу)
Позже иерархия расширилась и беями стали называться господа, во владении которых находились какие-то определенные территории. Например, санджак - что-то вроде области. Глава санджака назывался санджакбеем.
Санджак-бей подчинялся бейлербею (бею беев). Он отчитывался уже перед султаном.
Бейлербей заведовал территорией в несколько санджаков - обычно это большая историческая область.
Выше беев стояли паши. Само слово по сути перекликается с падишахом, но конечно носит другой смысл. Их владения должны были быть гораздо больше и важнее, чем земли беев.
Также этот титул обозначал какую-то позицию уже в высшей власти, окружения султана. Например, члена совета Дивана, но необязательно. Пашой мог быть бейлербей Румелии или Анатолии, военный или морской генерал.
И наконец аги - просто знать. Это могли быть военные аги - янычары, гаремные аги - служащие.
Или обычные люди, которые выглядят не такими уж бедными, а более-менее прилично одетыми и воспитанными. К таким ага можно было обратиться на улице, при обращении к незнакомому.
Эфенди - тоже титул, но стоящий немножко в стороне. В нем заложен смысл грамотности и образованности, плавно перетекающий в уважительность, вызываемую этими критериями.
Так можно обратиться было к мудрому человеку, звание которого неизвестно или трудно определить по внешности.
И если паша должен быть богат, то эфенди необязательно. Но он должен быть умен и знающ. Первое время империи эфенди и были только падишахи и их сыновья, позже уже больший круг личностей. (Матракчи-Насух эфенди).
Это самый самостоятельный титул, он мог использоваться и без привязки к имени, а просто вместо обращения. Кстати аги по большей части не знали грамоты.
Приставка хазретлери на самом деле имеет отношение к религии, поскольку означает святость.
Изначально так именовались только пророки, ну а султаны считались наместниками их на земле, поэтому тоже удостаивались этого именования.