Современным зданиям принято отказывать в индивидуальности. Но не все, что делается сегодня — типовое.
Дом-Парус, улица Гризодубовой, 2
Когда-то Ходынка со своим первым московским аэродромом, аэровокзалом и даже кладбищем самолетов ассоциировалась исключительно с авиаторами. Прошло время, их сменили архитекторы — тоже на «а» - и стали ставить там свои эксперименты. Один из них — дом Парус, зовущийся также Китом, Ухом и Улиткой, получился невольно.
В 1990-х территорию аэродрома планировали отдать под парк — с трассой для картинга, площадкой для боулинга, аттракционами и прочими развлечениями. Но подумав, власти предпочли строить жилье — ЖК «Гранд-Парк». На проекте по краю аэродрома пролегла улица-дуга, на которой предполагалось построить самый длинный в Европе дом. Но рядом, по плану, располагалась школа со стадионом. Выяснилось, что тень, которую будет отбрасывать дом на школьную территорию, нарушает нормы инсоляции — пришлось часть строения «отрезать» дорогой. Но и этого оказалось мало. Тогда архитекторы «Моспроекта-4» решили менять этажность каскадом. В итоге, сгладились углы, здание приобрело необычную форму, и в 2007 году «Ухо» предстало пред удивленными горожанами.
Возникли и неожиданные осложнения. Жители, чьи окна выходили в торец, жаловались на проблемы с проветриванием: из-за специфической аэродинамики потоки воздуха двигались не внутрь помещений, а наружу. Но коллегам и критикам это не помешало оценить эксперимент высоко, и здание, выстроенное по адресу улица Гризодубовой, 2, стало лауреатом премии «Дом года»-2008.
Три Тополя, Брюсов переулок, 19
Это здание возникло в самом что ни на есть центре, в кривом Брюсовом переулке, выходящем на Тверскую, в непосредственной близости от Мэрии. Соседи один древнее другого: слева конструктивистский дом 1928 года, выстроенный самим Щусевым для актеров МХАТа, справа — богато украшенный лепниной дом Гудовичей, история которого идет аж с наполеоновских времен. А на месте, собственно, дома № 19 стояло одноэтажное здание 1863 года, где когда-то находился склад колониальных товаров. В 1997 году оно было поставлено на государственную охрану, а в 2003 снесено — в логике нашим властям не откажешь. В общем, куда ни плюнь, - сплошная история. Так что когда на месте снесенного здания стали строить нечто современное — первым делом стали ругать архитектора, Алексея Бавыкина. Но сносил-то не он.
Было бы обычное элитное жилье, где ценник зашкаливает соответственно близости к Кремлю, если бы не одна особенность: «Главный фасад, выходящий в переулок, расчерчен гигантскими каменными изображениями древесных стволов, каждый из которых по замыслу архитектора должен быть увенчан настоящим зеленым деревом, помещенным в кадке, хитроумно встроенной в верхнюю часть бетонной опоры. Получается, что условный стилизованный «лес» буквально «перерастает» в настоящий» (Портал Архи.ру). По замыслу автора, огромные каменные деревья - как бы отражение сквера, расположенного чуть подальше, в Брюсовом переулке.
Дом с Корнями, Грайвороновская улица, 19
Среди работ именитых архитекторов последний экземпляр решительно выпадает из ряда. Двухэтажное нежилое здание, которое называют то Пещерой, то филиалом Ада появилось в Текстильщиках в 1987 году. Впервые увидевшие его ужасаются, привыкшие потихоньку начинают гордится: «местный Гауди». История его появления и автор идеи, к сожалению, так и остались неизвестны.
Работники «Пятерочки» считают, что необычный фасад — это скорее плюс. Во-первых, ни с чем не спутаешь, во-вторых, некоторые заглядывают, думая, что это ресторан, а заодно уж и закупаются.
Про другие необычные московские дома можно прочитать здесь
Про длинный, плоский и разорванный тут
И про дома-бублики вот тут