Екатерина Яровая – одна из самых ярких представительниц жанра авторской песни конца восьмидесятых – начала девяностых годов. Она писала лирические и сатирические песни, которые исполняла на сценических площадках в России и США.
Над ее песнями плакали и смеялись, их переписывали на кассеты, чтобы дать послушать друзьям. Однако по-настоящему знаменитой Катя Яровая так и не стала – слишком мало прожила.
Поиски пути
Екатерина Яровая родилась в 1957 году в поселке Верхняя Пышма, что под Свердловском. Ее родители по образованию были филологами.
Девочке было 14 лет, когда семья перебралась в Москву. Здесь Катя окончила среднюю школу.
Девушка не сразу нашла свой путь. Она работала костюмершей во МХАТе, администратором в театре ГИТИСа, даже натурщицей. И никак не могла определиться с делом своей жизни.
Награда за материнство
Между тем, время шло. Ближе к 25 годам Катя встретила будущего мужа – Валерия Рыбакова, родила дочку. И только тогда наконец-то поняла, что дело ее жизни – бардовское творчество.
Сидя в декрете, Катя самостоятельно освоила гитару, стала подбирать мелодии к стихам известных поэтов. А чуть позже начала сочинять песни на собственные стихи.
Творческий прорыв случился после путешествия по Абхазии. Тогда Катя с годовалой дочкой целое лето провела у моря, переезжая с места на место.
На юг к Кате приехала родная сестра, Елена Яровая. Когда все в доме уснули, Катя пригласила ее во двор, послушать песни, которые она написала в последние месяцы.
Молодые женщины вышли в благоухающий ночной сад. Катя взяла в руки гитару…
Она пела долго, и все ее песни были одна лучше другой. Елена была потрясена: за считанные недели Катя выросла в настоящего поэта.
Тем же летом Катя поступила в Литературный институт. И стала первой студенткой в истории этого вуза, которая защищала дипломный проект под игру на гитаре.
Последние годы
Екатерина окончила Литинститут в 1988 году. А вскоре после этого ее песни услышала Джейн Таубман, профессор из США.
Джейн была так очарована Катиным творчеством, что позвала ее в Америку. Во время гастролей за океаном Екатерине поставили диагноз – рак.
Понадобилась срочная операция. Насчет нее договорились все те же Джейн и ее супруг, которые как родные заботились о едва знакомой исполнительнице бардовских песен из России.
После операции Екатерина взяла в руки гитару и принялась колесить с гастролями по стране. Она прожила в США целый год, нашла много новых друзей и поклонников. А потом вернулась в Россию.
Болезнь вернулась в памятные дни августа 1991 года, когда Екатерина многие часы не могла двигаться из-за сильной боли в спине. Эта боль была первым предвестником рецидива.
В послепутчевской России творчеству Яровой не нашлось места. Она больше не могла давать концерты – не было уверенности, что все билеты раскупят, а ведь по изменившимся правилам игры артисту полагалось заранее оплачивать аренду зала.
Поэтому весной 1992-го Екатерина Яровая снова поехала на гастроли в США. После концерта в штате Колумбус она почувствовала себя так плохо, что пришлось обращаться к специалистам.
Так выяснилось, что рак вернулся. Болезнь прогрессировала с огромной скоростью.
Американские и российские друзья организовала сбор денег в пользу Яровой, чтобы той было чем оплатить лечение. И люди откликнулись – с разных концов земли Кате слали деньги и письма со словами поддержки.
Лечение, проведенное в США, не помогло. Молодая женщина вернулась в Россию, на этот раз уже навсегда.
Екатерина Яровая скончалась 12 декабря 1992 года в клинике Новосибирского академгородка. Похоронили ее на Востряковском кладбище в Москве.