Этим вопросом из года в год задаются разные социологические службы. И также из года в год получаются одни и те же цифры. Ну может с какими-то погрешностями. Суть этих процентов, что подавляющее большинство россиян в своей 140-ка миллионной массе, знают об этом явлении. А так же, статистика говорит, что чем моложе человек, тем он меньше об этом знает. Таких в постшкольном, студенческом возрасте (18-24 года), плюс, минус 50%. Все в зависимости как «нарвутся» эти социологические обзвоны. На мой же взгляд, это совершенно естественно. Ведь, эти ребята, (18-24) и о Куликовской битве не большее представление имеют, и о Великой Отечественной войне. Так что эти процентные соотношения, не про репрессии, а просто об общем состоянии образования в стране.
Хотя есть, некоторые фанаты, которые неистово считают, что это показатель. И что это плохой показатель. Что, мол, молодым надо как можно больше рассказывать о Сталине, расстрелах, и о том какая была тогда ужасная жизнь под пятой ВКП(б) и НКВД. Мол, этим юнцам необходимо знать о том, что творилось в тех «темных» 1930-х. И тогда они будут лучше, светлее, гуманей. Обосновывается же это, этими радетелями истории в основном двумя доводами.
Во-первых, зная и осознавая прошлое, можно избежать повторения этого в будущем. А во-вторых, надо понимать преступность того правительства и лично товарища Сталина. И если первое утверждение, еще можно, хоть как-то привязать к истине, и оно может иметь право на историчность и существование, то второе, это уже чистая пропаганда.
Говоря, о первом доводе, то я смотрю со скепсисом на роль истории при избежание ошибок в будущем. Моя логика исходит из простого житейства. Кто из нас учился на своих ошибках? Не говоря уже, на чужих! Единицы. Да и вся история пестрит фактами, что целые государства не лучше. Ведь, взять любые войны или какие-то внутриполитические кризисы. С высоты истории, видя предшествующие события, читая о них, сидя в спокойной библиотеке или забравшись с ногами на диван, можно прекрасно все оценить и с большой вероятностью объяснить, почему будет именно этот результат, а не другой и как лучше поступить.
Совсем же другое дело на практике, кода сидишь в кабинете, и от тебя ждут какое-то четко сформулированное и общественности понятное решение. И мало его озвучить. Его еще надо внедрить. А народ бурлит, кипит, там у каждого свое виденье мира и понимание, «что такое хорошо, что такое плохо». Ну и что тут делать? Возьмем даже первую и вторую русские революции. Ну что помешало царю батюшке, осмыслить происходящее, и як птица феникс переродится и не дать свершиться неизбежному.
Что касается второго довода, так это вообще к истории или к будущему никакого отношения не имеет. Это чистый воды промывание мозгов. С целью воспитания в массовом сознании ненависти к своей стране, к ее правительству, к ее истории. А как мы с вами знаем, у человека, ненавидящего свое прошлое, свои истоки, легко привить преклонение перед соседом, перед чужим «светлым» прошлым. А потом объяснить, почему и как следовать его советам, чтобы прийти к «светлому» будущему.
По такой логике, надо ненавидеть и всю монархию страны и связанный с ней исторический период. У нас в частности один из основоположников – Иван Грозный вбивал в боярско-дворянское сознание власть монаршую, посредством собачьих чернорубашечников (опричников). Ну и англичане, заодно должны свою королеву ненавидеть, у них там, в прошлом, тоже свои Генрихи были, не хуже Грозного. Что можно ожидать от таких последышей! А нет, на руках носят, кто Елизавету, кто мощи Николая.
Так что, вся эта шумиха вокруг сталинских репрессий, не больше чем один из инструментов манипуляции общественным сознанием. И играют тут, эти манипуляторы, на простом интересе любого человека к прошлому своей семьи и банальной эмоции сострадания. Что и дает при слиянии коктейль, способный замутить разум. А для чего это нужно, так и ответ тут же на поверхности. Для того же, что и тема вмешательства России в выборы США. Ведь никто не возмущаться, когда голову секут человеку с грязной репутацией.
А Вы как относитесь к репрессиям 1920-1950-х годов в СССР?