Найти в Дзене
Позитивная мама

Почему западные дети мечтают о смене пола?

Шайло, дочь Анджелины Джоли и Брэда Питта, с 4 лет называет себя Джоном и одевается как мальчик. Джексон, приёмный сын Шарлиз Терон, носит косички и платья принцесс. А сыновей Гвен Стефани видят в школе с накрашенными ногтями и макияжем. Что это: причуды «звёздных» деток или новое психическое заболевание? И ждать ли в России волны детской «гендерной анархии»? Об этом мы порассуждали со Светланой Логиновой, детским психологом, научным сотрудником НИИ Физиологии и фундаментальной медицины (Новосибирск).

http://ru.hellomagazine.com
http://ru.hellomagazine.com

– Сегодня мы знаем о проблеме только на примере детей звёзд, причём западных. Может, обычные семьи она и не затрагивает?

Затрагивает, просто «звёздные» семьи больше на виду. В прошлом году я ездила в Женеву, на Международную конференцию детских и подростковых психиатров (ESCAP). Там говорилось о маленьких детях из разных социальных слоёв.

– «Маленьких» – это каких? В каком возрасте, если что, ждать проблем?

Мы привыкли, что вопросы о поле актуальны для детей 4-5 лет. Мол, тогда они и осознают, чем отличаются девочки и мальчики: разные одежда, причёска, игры... А воспитатели в детсадах транслируют: девочки у нас – красавицы и мамины помощницы, а мальчики – защитники.

Но на деле гендерная самоидентификация происходит раньше. На конференции исследователи из Австралии подтвердили: уже в 2,5 года многие осознают свой пол, а некоторые открыто им недовольны.

– В смысле «недовольны»? Что считать тревожным «звоночком»?

Ну, что точно не «звоночек», так это игры. У малышей особую роль играет темперамент, данный от природы. Например, девочка может драться, толкаться и вести себя как мальчик. Но потом, в садике, увидит сверстниц с куклами и добавит в свой круг «девчачьи» игры. Или не добавит, вырастет «пацанкой», но это будет просто её особенностью.

«Звоночек» – это когда та же девочка остро реагирует на «девчачьи» имя и одежду, устраивает по этому поводу истерики, а в 5-6 лет открыто заявляет, что не хочет быть как мама, так же одеваться и выполнять такую же роль.

Потому что в этом возрасте для девочки нормально – хотеть походить на маму и даже мечтать выйти замуж за папу. В психоанализе это называется «эдиповым комплексом»: она соотносит себя с ролью мамы, а мама – это кто? Жена папы.

И что это: причуды или болезнь?

Не зря в Международной классификации болезней даже есть рубрика «Расстройство половой идентификации в детском возрасте».

Такой диагноз ставится ребёнку, который настойчиво отрицает свой пол, сильно страдает по этому поводу, озабочен одеждой и (что уже вторично) предпочитает другие игры. То есть просто наличия черт сорванца у девочки или девичьих черт у мальчика недостаточно.

– В чём причина такого поведения?

Высказываются разные мнения. Есть гипотеза, что «виновата» гормональная терапия во время беременности мамы. А психологи предполагают, что дело в окружении, в родителях. Допустим, они хотели малыша другого пола – ожидания будут считываться ребёнком, и он захочет им соответствовать. Часто эти неосознанные ожидания родителей маскируются под свободу выбора: сначала малыша одевают в «унисекс», а потом предлагают самому определиться, что мы сегодня купим – платье или мальчиковый комплект. Выглядит невинно, а по факту идёт давление, чтобы ребёнок поменял свой пол. Но, опять-таки, это предположение: у нас недостаточно метаданных, чтобы утверждать точно.

А как же приёмные дети, чей пол изначально очевиден? Вот Захара, приёмная дочь Джоли и Питта, тоже одевается как мальчик.

Джоли очень специфическая мама. Она, например, открыто ратует за равные права женщин и мужчин. И наверняка поддержала Шайло в выборе пола, потому что это проявление свободы женщины. Как психолог, могу предположить, что для Захары мужской стиль – способ быть значимой в глазах мамы.

https://www.elle.ru
https://www.elle.ru

– Но каких-то 100 лет назад дети и не мечтали надеть одежду другого гендера! А недавно нью-йоркское издание The Cut опубликовало материал о родителях из Бруклина – они не называют дочь «он» или «она», чтобы не давить в выборе пола.

Сегодня в США и Европе ценят толерантность. Там борются за права гомосексуалистов, а заодно «учатся» принимать детей, желающих сменить пол. Эта установка быстро распространяется по всему миру. Недавно на Западе появились детские книжки про то, что ты живёшь с папой и мамой, а твой друг – с двумя мамами, и это нормально. Не удивлюсь, если скоро появятся аналогичные о выборе ребёнком пола.

– В России уже есть книжка «Как царь ушёл в девочки» Савелия Низовского. Может, автор ни на что и не намекал, но какой-нибудь мальчик возьмёт, да и подумает: «Уйду-ка и я в девочки!». Или наши дети слишком далеки от этого?

-3

Я обсуждала эту тему с российскими коллегами – с такой проблемой ещё ни к кому не обращались. У нас об этом пока не задумываются. Но думаю, это вопрос времени. После распада СССР мы повернулись лицом к Западу, и толерантность к нам проникает.

Пока же, если такое случится в России, это будет единичным явлением. Но родители должны понимать: единственное место, откуда ребенок мог это взять, – семья. Значит, у этой семьи есть определённые особенности в воспитании, в отношении к ребёнку. И причины нужно искать в них.

– А как вести себя с ребёнком, который не принимает свой пол? Переламывать, как раньше переучивали левшей?

В Женеве специалисты решили, что относиться надо спокойно: не «давить», не ругать, не запрещать «неправильные» игры. А если подсмеиваться, осуждать в разговорах с родственниками, ребёнок пойдёт на демонстративный протест.

Но когда такое поведение мешает в учёбе, в общении со сверстниками, есть признаки депрессии, стоит обратиться к психотерапевту. Часто родители видят поверхностные проявления, а причина кроется внутри, и специалист поможет её проработать.

Конечно, хочется, чтобы нашим детям не пришлось ничего «прорабатывать». Чтобы они одинаково легко принимали и цвет своих глаз, и пол, данные природой. Но так бывает не всегда. И для родителя, наверное, важно помнить одно: каждый запутавшийся ребёнок ждёт от нас не упрёков и наказаний, а понимания, сочувствия и поддержки.