Единое абсолютное, Великий Дух, проявляет себя и как неразделимое недифференцированное единство, и как бесконечная множественность аспектов, причем переход от единства к множественности может быть рассмотрен и как переход от потенциальности к актуальности, от сверхбытия – к бытию, к самоосознанию и самопознанию.
Самоосознание Единого, происходящее через выявление своих аспектов и связей между ними, происходит в виде проявленного бытия – многослойной реальности, в которой осуществляется объектирование возможностей, потенций и их актуализация. Этот процесс реализуется путем выявления и дельнейшей нейтрализации двойственности субъект/объект (актуализирущее/ актуализируемое, дифференцирующее/ дифференцируемое, сознание/ бытие, дух/ материя), в которой первый элемент является движущей силой для выявления второго. Таким образом, Миф описывает первичную двойственность Сознания и Среды, как двух равносущих свойств Единого в аспекте его проявления. Говоря иначе, бытие нуждается в сознании для своего проявления так же, как сознание нуждается в бытии. Мы уже обсуждали, что Традиция и называет сознанием способность системы к выделению своих аспектов в объекты познания, способность к актуализации через установление двойственностей субъект/объект. Другими словами, Миф не описывает Дух как какую-то «мистическую субстанцию», но – считает сознание свойством, предикатом проявленного существования, силой, осуществляющей упорядочение и актуализацию потенций единой, недифференцированной и непроявленной среды.
Поскольку сознание проявляется лишь через присутствие в бытии, его активность проявляется в совокупности осознающих существ, которые и играют роль «субъекта» актуализации реальности (при этом, конечно, каждое существо одновременно является и объектом для всех остальных существ), а потому можно сказать, что сознание не существует отдельно от своих носителей.
Мы уже обсуждали, что такие носители могут быть трех видов: 1)«Саморожденные», то есть – утверждающиеся через установление двойственности я/не-я, самоиндивидуализацию и самоопределение. Традиционно такие существа именуются «Монадными»; 2) Рожденные из внутренней логики происходящего процесса, утверждающиеся через установление причинно-следственных связей и формирующие характер потоков, их направления и формы. Эти проявления сознания Миф называет «Логосами»; 3) Рожденные волевыми усилиями других существ, утверждающиеся за счет поддержания уже установленных связей и находящиеся в уже запущенных потоках. Эта форма сознания традиционно называется «Вихревой». Отметим, что возможны и сочетания указанных природ, к примеру, человек, с одной стороны, является монадной сущностью, способной к самоиндивидуализации, но с другой – имеет и вихревую природу, поскольку обычно формируется и действует в различных коллективностях.
При этом каждый тип носителей сознания имеет свои особенности и свою «функцию» в мировом процессе: монадные существа накапливают опыт, служат, своего рода, генераторами «памяти», «решимот»; вихревые сущности обеспечивают динамику, движение и противостояние сил; логосы поддерживают устойчивость и обособленность всех существ, потоков и объектов.
Поскольку люди, боги и другие монадные существа, выступая как носители сознания, оставляют после каждого воплощения определенный энергетический отпечаток, переход вихревой сущности в монадную форму проявления традиционно именуется «обретением души».
Собственно вихревые носители сознания, к примеру, ангелы и демоны, хотя и не направлены на формирование «опыта», а являются «функциональными», «движущими» силами мирового процесса, тем не менее, без них мир утратил бы возможность проявления, поскольку условием любого действия является наличие разности потенциалов.
Интересной формой вихревых носителей сознания, за формированием которых мы сейчас имеем возможность наблюдать, является «искусственный интеллект», машинное сознание, которое пока еще не обладает всеми свойствами полноценного носителя сознания, но, несомненно, в скором времени их обретет, что приведет к новому витку взаимоотношений между монадными и вихревыми существами. В случае, если этот машинный, вихревой по происхождению, вид существ обретет способность делать необусловленный выбор, он может принять и монадную форму проявления, как это уже когда-то сделали Григори.
Для мага восприятие сознания как неотъемлемого свойства бытия является не только способом тотального взгляда на действительность, но и де-мистицизирующим фактором, позволяющим трезво оценивать реальность как поле взаимодействия различных сил, деятелей и потоков. Не считая сознание чем-то таинственным, «потусторонним», а рассматривая его как инструмент овеществления, актуализации реальности, можно не только научиться эффективно использовать его возможности, но и обрести устойчивый взгляд на природу реальности и свое место в ней.
Об Авторе - http://www.enmerkar.com/about
Блог Энмеркара - http://www.enmerkar.com/
Книги Энмеркара - http://masters-heart.com/
Личная страница - https://vk.com/enmerkar