Куда обратиться за помощью женщине в беде?
Текст: Егорова Лада
Кризисные центры, социальные убежища - подобные организации создаются для тех, кто нуждается в поддержке как моральной, так и материальной. Мурманская организация «Алла» специализируется в основном на помощи женщинам, оказавшимся в трудной ситуации. Психологи и юристы оказывают ее бесплатно. Руководит центром психолог с двадцатилетним стажем Альфия Калинина.
На панель идут не от хорошей жизни
А проблемы у тех, кто обращается за помощью в центр, бывают разные. Началось все в 2000-х годах, когда на прием к Альфие Гумаровне пришла мурманчанка, которую изнасиловали во время визита в Норвегию. Поездка была не туристическая, женщина занималась там проституцией.
- Конечно, она не от хорошей жизни на это пошла. Зарплату получала крошечную, воспитывала двоих детей и терпела мужа-алкоголика. Вернувшись как-то из отпуска, женщина, давайте назовем ее Н., зашла практически в пустую квартиру. Муж вынес все ценное и исчез. Кто-то из знакомых сказал, что некоторые северянки ездят в Норвегию и Финляндию и зарабатывают там на интимных услугах. В тот момент Н. не видела другого выхода из ситуации, - рассказала Альфия Калинина. - Вообще почти все секс-работницы, которые обращаются ко мне за помощью, говорят, что пойти по этой дороге их надоумил кто-то, а не они сами. В общем, женщина пришла на дом к заказчику, а там оказалось трое мужчин вместо одного. Ее заперли. Н. находилась в том доме почти двое суток, но смогла как-то открыть окно и сбежать. Конечно, ей было плохо: и от того, чем поехала заниматься, и от того, что с ней там сделали. Мне она смогла довериться, а я смогла помочь.
Девушек и женщин, продающих свое тело, часто воспринимают как второсортных людей. Не все хотят попытаться понять, что же их толкнуло на такой шаг.
- У каждой из них своя история - нищета, неблагополучные семьи, неудачные обстоятельства и, к сожалению, часто наркотики. И выбраться им сложно без поддержки, я ее даю. Нахожу комнаты в общежитиях или недорогое съемное жилье почти только за коммунальную плату. Помогаю найти работу, пройти лечение в наркодиспансере, если нужно. И, конечно, лечу душу. Со многими из них до сих пор общаюсь и прошу, как только возникнет идея вернуться к прежнему занятию, немедленно звонить мне! - говорит Калинина.
Желтого билета не предлагать
Возможность легализовать интимные услуги обсуждается достаточно давно. Искоренить проституцию - цель утопическая, а вот обезопасить девушек необходимо. Этот бизнес сопряжен с насилием, наркотиками и распространением различных заболеваний, передающихся половым путем.
В России есть неофициальное движение секс-работников «Серебряная роза», выступающее за отмену установленной административной ответственности.
- Я против легализации и отмены штрафов. Нужно понимать, что эскорт-бизнес, организованный в гостиницах или банях (а в Мурманске такой тоже есть) и «работа» возле трассы - совершенно разные вещи. Девушки в последнем варианте находятся, так сказать, на низшей ступени. Да и легализация может дать толчок коррупции, - считает Альфия. - И психологически для женщин это сложно. Ведь ни одна, с кем я разговаривала, не стала бы публично признаваться в том, что занимается проституцией. Многие думают, что вот еще немного подзаработают и обязательно бросят, найдут мужа и родят детей. Разве можно разбивать в женщине эту надежду? Единственный пока выход, который я вижу, - ввести наказание за покупку интима. Тогда возникнет какая-то преграда перед криминалом. Мужчина будет понимать, что, если сделает с женщиной что-то плохое, его накажут. Я сама принимала участие в принятии такой нормы в Норвегии и Финляндии в конце 2000-х. Закон там действует. И спрос упал, наши женщины перестали туда ездить. А штраф, который в России предусмотрен за занятие проституцией, хоть как-то дисциплинирует этих женщин. В голове крутится мысль, что это опасно.
Альфия отмечает, что период, когда девушки чуть не повально шли на трассу, миновал, сейчас их стало гораздо меньше.
- Я проезжала недавно по улице Свердлова, где они чаще всего ищут клиентов, стояли всего две-три женщины. А когда я только открывала кризисный центр, они ко мне приходили одна за одной, - добавила психолог.
Бьет - значит, любит бить
Альфия Калинина занимается психологией около 20 лет. Первое образование она получила педагогическое - преподаватель русского языка и литературы. Но работу по профессии после университета не нашла и устроилась воспитателем в студенческое общежитие. В принципе на этой должности Альфия Гумаровна и поняла, что ей нравится разбираться в чужих мыслях. Попав под сокращение, она обратилась в центр занятости, где предложили пройти курсы по психологии. Долгое время работала с детьми и подростками, а выйдя на пенсию, решила заниматься общественной деятельностью.
- Работала с детьми, пострадавшими от педофилов. Лет пять назад было дело. Нашли подозреваемого, но следствие никак не могло разговорить детей. Из запуганных ребят слова было не вытащить. У меня получилось к ним найти подход. Горжусь этим. Насильника посадили, - поделилась Калинина.
В «Аллу» также часто обращаются женщины, подвергшиеся домашнему насилию. Раньше у центра было убежище для тех, кто, как говорит Альфия, сбежал из квартиры от агрессивного мужа в халате и тапочках. К сожалению, из-за отсутствия финансирования этот временный приют пришлось закрыть. Правда, в офисе кризисного центра в крайнем случае волонтеры могут разместить пару человек на несколько дней.
- За 20 лет моей практики о насилии в семье стали говорить активнее, однако таких случаев меньше не становится. Хотя видно, что женщины почувствовали защиту. Постепенно уходит принцип «стерпится - слюбится», - отмечает Альфия Гумаровна. - Хотя разбить порочный круг им сложно. Он побил, она позвонила в полицию. Его закрыли на несколько часов, а возвращается-то он потом к ней же, да еще и озлобленный. Бьет с двойной силой. А у них дети, женщина не работает, квартира оформлена на мужа. Куда уж тут уйдешь? Но находят силы и обращаются в центр. Как-то я пробовала и сохранить семью, беседовала с мужем, пыталась и его душу подлечить. Но это совсем редкий случай.
- Столько историй разных, порой страшных через вас проходит. Как вам удается позитивный настрой сохранять? - поинтересовалась я.
- Когда я слушаю человека, рассказывающего о своей проблеме, стараюсь быть «над», рядом, а не становиться ее частью. В таком случае я смогу помочь. У каждого специалиста должна быть грань, за которую переходить нельзя.
Кризисный центр «Алла» находится по адресу: Мурманск, улица Коминтерна, 15. Если вам нужна помощь, позвоните по номерам +7 (921) 285-61-02 (Альфия Калинина) или 44-04-78. Там можно получить бесплатную помощь юристов и психологов.