3 сентября 1943 года Италия вышла из войны. По условиям перемирия её корабли должны были перейти для сдачи на Мальту. Немцы откровенно презирали бывших союзников и не могли допустить усиления английского флота. В кратчайшие сроки штабом 100-й бомбардировочной эскадры (KG-100) была разработана спецоперация по уничтожению итальянских боевых единиц. Именно эта акция Люфтваффе стала прологом к массовому применению управляемых авиабомб на Средиземноморском театре военных действий.
К 1943 году германские конструкторы смогли разработать целое семейство управляемых авиабомб. Наиболее удачными образцами, в дальнейшем активно применяемыми в боях, оказались фугасная Henschel Hs 293 и бронебойная FX-1400 (она же - Fritz-X). Оба изделия были предназначены для поражения крупных, тяжело бронированных морских целей.
Радиоуправляемая планирующая бомба Henschel Hs 293 представляла собой попытку удачной модернизации штатной фугасной авиабомбы SC-500. В качестве обвесов, планирующему снаряду были добавлены несущие плоскости, приёмное устройство, хвостовое оперение и жидкостный ракетный двигатель. Боевое применение изделия осуществлялось путём сброса со специального бомбардировщика на высотах до полутора километров, на дистанции около 8 километров от цели, вне зоны досягаемости корабельной ПВО. Наведение на цель осуществлялось штурманом-оператором визуально, с использованием аппаратуры радиокомандного управления. Для более точного определения положения снаряда в условиях плохой видимости в хвостовой части был установлен блок сигнальных ракет.
Конструкция радиоуправляемой планирующей бомбы FX-1400 (или Fritz-X) была значительно компактнее. Боевая часть, представляла собой тяжёлую бронебойную авиабомбу PC-1400, оснащенную в средней части стабилизаторами и коробчатым хвостовым оперением. Также в хвостовой части были размещены приёмное устройство и осветитель (блок сигнальных ракет). Атака по цели производилась со специализированного бомбардировщика с высоты от 4 до 6,5 километров, на расстоянии около 5 километров от объекта. Управление изделием осуществлялось штурманом-оператором визуально. Для корректирования траектории полёта использовалась та же система радиокомандного управления. Изготовленная из закалённой стали авиабомба с высоты 6000 метров свободно прошивала 130-мм палубную броню. В боевых условиях система управления обеспечивала попадание изделия в круг диаметром 26 метров.
Вылетевшие с аэродромов Южной Франции немецкие бомбардировщики, 9 сентября 1943 года, в проливе Бонифачо, атаковали эскадру адмирала Бергамини. Ордер итальянского соединения составляли три линкора («Рома», «Витторио Венето» и «Италия»), 6 крейсеров и 15 эсминцев и миноносцев.
Самолёты шли на большой высоте (5 - 6 километров), практически за пределами досягаемости эффективного огня корабельной ПВО. Первый налёт, обычными бомбами, оказался безрезультатным. Следом за первой волной самолётов, итальянцы заметили вторую волну из 11 бомбардировщиков «Дорнье» Do-217, но не придали ей особого значения, зная о низкой эффективности бомбометания с больших высот.
Самолёты бомбардировочной эскадры KG-100 выходили на цель почти в идеальных условиях, практически не встречая противодействия противника. Первый же Fritz-X пробил верхнюю броневую палубу линкора «Рома», детонировав в районе котельных отделений. Следующим попадания получил однотипный линкор «Италия». Одна из бомб прошила две броневые палубы, обшивку противоположного борта и взорвалась в воде, разорвав обшивку корпуса на площади около 190 метров. Другая бомба детонировала у левого борта, вызвав проникновение воды в топливные цистерны. Линкор принял около 830 тонн воды, однако команда смогла локализовать повреждения и кораблю удалось достичь Мальты.
Пока итальянцы приходили в себя от исключительной меткости немецких пилотов, очередное изделие угодило в носовую часть линкора «Рома». Взрыв управляемого снаряда, пробившего броневые палубы, вызвал последовательную детонацию погреба 6-дюймовых снарядов и пороховых погребов носовых башен главного калибра. Над кораблём пронёсся огненный смерч, линкор «Рома» разломился и ушёл на дно, утянув за собой адмирала Бергамини и 1250 членов экипажа. Операция по уничтожению итальянского флота стала крупнейшим успехом Люфтваффе.
С ещё большим размахом новейшее оружие использовалось против корабельных оперативных соединений у Салерно и Анцио, а также против конвоев, идущих вдоль северо-африканского побережья.
Опыт боевого применения выявил целый ряд недостатков бронебойной бомбы FX-1400. Как ни странно, самым главным недостатком оказалась высокая бронепробиваемость изделия. Суда классом ниже тяжёлого крейсера прошивались бомбой насквозь, порой без существенного вреда.
С ноября 1943 года немцы перешли на более разрушительные фугасные Henschel Hs 293. О мощи боеприпаса можно судить по следующему факту: одного попадания бомбы хватило для потопления вблизи Анцио английского лёгкого крейсера «Спартан».
Всего с июля 1943 по апрель 1944 года в боевых условиях Люфтваффе применили 259 управляемых снарядов Henschel Hs 293 и 60 изделий Fritz-X. По немецким данным в цель попали 171 фугасная и 44 бронебойных авиабомбы.
Только на счёт 100-й бомбардировочной эскадры (KG 100) были записаны уничтоженными - линкор, 2 крейсера, 9 эсминцев, 10 транспортов. Получили повреждения различной степени тяжести 4 линкора, 6 крейсеров, 12 эсминцев и 29 транспортов. По сути, всего одному воздушному подразделению удалось уничтожить целый союзный флот.
Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.