В День учителя я пообщался с двумя педагогами, которые связали свою жизнь с историей и школой и задали им простой вопрос, какой след оставляет преподавание в их сердцах. Рассказ первый!
Оксана
«Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь»
Еще школьницей знала, что умею доносить сложную информацию до умов одноклассников. Я была той, вокруг которой собирались послушать пересказ «Евгения Онегина» и «Войны и мира». Меня не оставляли в покое даже дома. Помню, как подруга приехала с родителями на машине до занятий, чтобы я помогла решить задачу по физике, которую ей задали в педучилище.
После школы мне захотелось стать библиотекарем – очень привлекала эта спокойная и романтичная профессия. Проработав школьным библиотекарем год, решила получить высшее образование. Выбор пал на факультет истории.
Нестандартная внешность
Я очень миниатюрная девушка, которую часто путают с ученицей 7 класса. Директор школы все время переживает, что когда-нибудь школьники меня затопчут, а дети недоумевают, как учительница может быть такой маленькой. Но как только начинается урок, они замолкают. Не буду скромничать, они обожают уроки истории, а я в душе радуюсь их горящим глазам.
Конечно, мои первые уроки были далеки от идеала. Помню два пятых класса – в каждом было по 35 человек. Когда я заходила в кабинет, то не видела детей, сидящих на последних партах. Один ученик умудрился переодеть штаны к физкультуре прямо у меня под носом. Смеялся весь класс.
Не все ученики любят школу с ее нормами поведения: кто-то захочет сорвать занятие неуместными шутками, кому-то звонят родители во время урока. А иногда директор решит отчитать за отсутствие первых мест на олимпиаде. Важно всегда оставаться человеком и не срываться на детях. Они не должны видеть слабости во внутреннем мире учителя, особенно слез или растерянности.
Моя школа
Школа, в которой я сейчас работаю, находится в частном секторе на окраине небольшого рабочего городка. Есть дети, которым иногда не в чем прийти в школу. О получении качественного образования они и вовсе не думают. Но работать с некоторыми из них очень интересно. Сначала предложишь посмотреть фильм по теме урока, затем спросишь о впечатлениях, поставишь оценку чуть выше в виде аванса, а затем наблюдаешь, как у них просыпается интерес к новым знаниям. Особенно это работает с мальчиками. Они не становятся отличниками, но суть современной школы не в этом. Важно научить их добывать знания.
О детях
Я не очень люблю понятие «современные дети». Считаю, что дети такие, в каких условиях они вынуждены жить, развиваться, взрослеть. Большинство из них легко удивить, заинтересовать фактами. Я всегда говорю им: «Как можно не любить историю, она же как сказка!».
Закончу своим любимым выражением Плутарха «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Отыскав и захватив учебой нескольких учеников, можно наблюдать, как пламя распространяется на весь класс.