Если делаете кому-то одолжение, лучше сообщать об этом. По крайней мере ценность обозначать, иначе люди сами не догадаются. Читал об этом в психологии убеждения, и вот на днях убедился, что это так и работает. Люди не ценят то, что получают бесплатно.
У меня в Телеграме есть канал вакансий с высокой зарплатой, вакансии я размещаю платно, так как вложил кучу денег в продвижение канала, но иногда делаю исключения. Написал мне, например, арт-директор одной компании, попросил опубликовать вакансию. За день до этого нас с ним лично познакомили, ну и на этой волне я растрогался (человек уж такой) и без всяких вопросов разместил всё бесплатно (в жертву зарождающейся дружбе).
Через месяц другой представитель этой же компании попросил опубликовать ещё вакансию. Я назвал стандартную цену, на что он удивился и спросил: «А с чем связано такое резкое повышение? Коллеги говорят, что вы нам бесплатно размещали», — ну, то есть вместо благодарности, я получил недоумение и, наверное, ещё и неприятный осадок. А всё потому, что изначально не обозначил ценность одолжения.
В моей голове картина полная: я знаю, сколько стоит обычно, и знаю, что сделал уступку. Но ведь люди с другой стороны не в курсе этого, для них ты просто человек, который что-то делает бесплатно. И если изначально не обозначить им ценность услуги, они этого никак и не поймут, а бесплатное никто никогда не ценит. Так уж мы устроены: если что-то получаем даром, кажется, это ничего не стоило и так быть и должно.
Это не значит, что ничего нельзя делать бесплатно, просто лучше всегда сообщать: «Обычно это стоит N, но для вас я делаю исключение». Так мы показываем ценность, а без этого пояснения вместо благодарности получишь обратный эффект.
Понравилась статья? Ставьте пальцы вверх и подписывайтесь на канал, это лучшая благодарность автору.