Найти в Дзене
Парламентская газета

Что будет с продажей пива в России

Оглавление
ФОТО: АРТЕМ ГЕОДАКЯН / ТАСС
ФОТО: АРТЕМ ГЕОДАКЯН / ТАСС

Сразу несколько новостей на текущей неделе касались оборота пивных напитков в России. Среди предложений Правительства, парламентариев и экспертов — разрешить торговлю пивом по ночам и в объектах нестационарной торговли, вернуть слабоалкогольные напитки на автозаправки и полностью запретить рекламу безалкогольного пива. «Парламентская газета» разбиралась, насколько жизнеспособны эти инициативы.

В банках доступнее

Запрет на продажу пива в нестационарных торговых точках, а также в ночное время действует в России с 2013 года. Однако в начале этой недели Минпромторг получил от экспертов торговой отрасли предложение разрешить продажу пива в алюминиевых банках по ночам, а также в ларьках и киосках. Так чиновники захотели поддержать алюминиевую отрасль.

По мнению первого зампреда Комитета Госдумы по охране здоровья Федота Тумусова, делать исключения из существующих правил нельзя — пусть и ради спасения крупного бизнеса. «Я считаю, что такое предложение не только неправильно, но и крайне вредно, — убеждён депутат.

С коллегой согласен и зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Говорин: по его убеждению, в антиалкогольном законодательстве нельзя делать никаких послаблений. «Мы сегодня развиваем превентивную медицину, говорим о здоровом образе жизни, о сохранении нации, о демографических национальных проектах. Понятно, что всё, что направлено против реализации этих целей, крайне вредно и недопустимо, — сказал «Парламентской газете» законодатель.

Реклама действует исподволь

Ещё одна инициатива касается полного запрета рекламы безалкогольного пива в России. Как заявил 4 октября зампред думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов, это вопрос решённый. Осталось только решить - как?

«Лично я считаю, что целесообразно полностью запретить рекламу безалкогольного пива, — отметил член Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко. — Потому что никто не смотрит на то, алкогольное оно или безалкогольное, а смотрят всегда на бренд — будь то «Хайнекен», «Гиннес» и так далее. Таким образом, эта реклама пивных марок, побуждающая людей потреблять в том числе алкогольные напитки».

-2

Однако в Минцифре уже высказались против такой идеи: по данным представителей ведомства, именно за счёт рекламы безалкогольного пива в России снизилось потребление пива с содержанием алкоголя. А чиновники Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и вовсе не видят оснований для запрета такой рекламы, поскольку Закон «О рекламе», за исполнением которого следит ведомство, запрещает рекламу продукции с содержанием алкоголя, а безалкогольное пиво такой продукцией не является.

Пиво для водителей

Среди «пивных» инициатив этой недели и предложение Правительства снять запрет на торговлю слабоалкогольными напитками (крепостью до 16,5 процента) на автозаправочных станциях.

«Я считаю, что такая мера совершенно неприемлема, и делать этого ни в коем случае нельзя, — возмущён Николай Говорин. — Мы, напротив, должны стремиться к тому, чтобы все алкогольные напитки преимущественно продавались в специализированных магазинах ».

Сходного мнения придерживается и Николай Герасименко.

«У нас и так магазинов для продажи алкоголя больше всех в мире на душу населения», - возмутился он.

По его твёрдому убеждению, число точек, торгующих алкоголем, надо не увеличивать, а сокращать.

Лебедь, рак и щука

По мнению опрошенных «Парламентской газетой» законодателей, позиции Правительства и отдельных его ведомств в отношении регулирования алкогольного рынка напоминают известную басню Крылова: в то время как одни министерства пытаются ограничить оборот спиртного, другие, напротив, ратуют за послабления в этой сфере.

«Нам нужно определиться — мы всё-таки будем выполнять Послание Президента об увеличении продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году или нет?» — задаётся вопросом Николай Герасименко.

По его мнению, для этого нужна консолидация усилий всех ветвей власти. Пока же идёт явный диссонанс между социальным и экономическим блоками Правительства.