Найти тему
Shmandercheizer

Озорные подвиги в Инстаграме

Инстаграм — особый мир, в котором мало, что понятно стороннему наблюдателю. Какие-то люди озабоченно выкладывают селфи, фотки еды, своих ног и быта, чтобы другие навязчиво листали простыни фотографий на своих гаджетах, пролайкивая все, что заставляет дрогнуть палец. И все–таки это тоже способ бытия, и в тенденциях фотографировать то или это, так или иначе, полно смыслов и значений.

Об этом я и хочу порассуждать на примере одного явления под названием Cheekyexploits.

#Cheekyexploits — это тренд в Инстаграме, который легко описать, но не просто объяснить. Под этим тегом люди выкладывают свои фотографии, на которых один или несколько участников («моделей») демонстрируют оголенный зад на фоне природы, общественного места, реже интерьера. На сегодняшний день это «молодой» тег, которому посвящено всего несколько групп, однако количество подписчиков в этих группах уже перевалило за пару сотен тысяч. Причем несмотря на явный оттенок хулиганства в этом жесте, как правило для фотографии избирается красивый или интересный (с художественной точки зрения) фон, а не что угодно.

На первый взгляд это похоже на один из многих флеш-мобов в Сети, не несущий дополнительных смыслов помимо заявленного. Да и мало ли какими глупостями люди занимаются в интернете просто для развлечения (just for fun or for lulz)? Но я все–таки думаю, что это по-своему интересный и сложный феномен, способный кое-что рассказать о современной культуре и людях.

Первый смысл этого явления, лежащий на поверхности, заключается в самом названии: Cheeky exploits — это что-то вроде «озорных подвигов» или «нахальных достижений». Поэтому может показаться, что ничего кроме хвастовства мелкой проделкой — в виде легкого нарушения правил — в этом нет. Но если приглядеться, то можно увидеть ряд несоответствий подобному мотиву. По большей части это скорее алиби поступка, а не его причина или смысл. Именно очевидные прочтения этого тренда промахиваются мимо.

Во-первых, его участники в своих комментариях и описаниях не делают какого-либо нажима на факт нарушения норм, скорее наоборот, многие видят в этом что-то нормальное и весьма позитивное. Например, аккаунт в Инстаграме с названием cheekyexploits содержит следующий девиз: Making the world happier through butts. `Spread the love`! При всей иронии подобного сообщения, стоит учесть отсутствие какой-либо протестной риторики (кстати, довольно частой во многих реальных и виртуальных объединениях).

Во-вторых, нагота на природе ничего не оскорбляет, да и в общественном месте эти фотографии скорее эстетизируют происходящее, а не скандализируют. По характеру большинства таких фото (и это в-третьих) можно установить, что цель демонстрации — быть не схваченным и даже не замеченным. Поэтому это не акт нахальства в чей-либо адрес, это скорее заговорщический жест — подмигивание зрителю, «наслаждение под одеялом» (т.е. род тайного удовольствия, которое якобы остается неизвестным Другому). И поскольку эти фото изначально предназначены для выкладывания в Сеть, то сам участник такого фото в значительной части ассоциируется себя со зрителем: он представляет себя не только (и не столько) в позиции видимого, но и видящего, подсматривающего.

По сути здесь правила используются для дополнительного удовольствия — удовольствия скопического, даже вуаеристского. Нахальство cheekyexploits не несет и порнографических коннотаций: несмотря на некоторое сходство с жанрами порно (например, public porno, т.е. съемок в общественных местах) ни визуально, ни по смыслу данный тренд не наследует им. В некотором смысле предшественником cheekyexploits можно считать другой тренд Инстаграма — белфи (belfie — фото самого себя с акцентом на ягодицах, однако в большинстве случаев с включением лица). Однако позже я покажу, что между ними есть и значительная разница.

Озорные подвиги такого рода, конечно, служат какому-то удовольствию: как минимум от легкой формы эротизации и эстетизации повседневности. Представьте на минуту, что в привычном публичном месте кто-то оголяет зад именно в тот момент, когда вы смотрите в другую сторону. Для участника такой игры это удовольствие от тайного знания, подобно тому, что вызывало улыбки авгуров друг другу. Однако для других людей, знающих об этом, но не участвующих — это может быть не только забавной мыслью, но и поводом к несколько параноидальным переживаниям (а возможно и тревоге, если чужое удовольствие нестерпимо, даже при чисто теоретическом присутствии). И все–таки подобные сценарии скорее индивидуальны: каждый по-своему выстраивает и своего Другого, и отношения с ним.

За играми с запретом и Другим, есть еще два тесно переплетенных мотива. Эти мотивы, на мой взгляд, как раз позволяют объяснить, что находят в подобных фото как те, кто выкладывает их, так и те, кто смотрит. С одной стороны, показ зада — это род сообщения, агрессивный перформативный акт в адрес зрителя. С другой стороны, демонстрация оголенных частей тела — это род отношений со взглядом и образом, в которых значимую роль играют нарциссический и часто эротический мотивы. Собственно, жесты, действия человека, а также его тело всегда в западной культуре порождали эту двойственность: в одних и тех же проявлениях можно видеть физический акт и сообщение, субъекта и объект. В первом случае «модель» выступает как субъект (субъект высказывания), а в другой — скорее, как объект (под взглядом Другого). В соответствии с гендерными стереотипами западного общества мужчинам приписывается позиция субъекта, а женщинам — и субъективная позиция, и роль объекта.

И в самом деле из–за этих стереотипов фото мужчин с cheekyexploits обычно выглядят проще и площе — в основном как заявление о себе. Женские фото напротив вариативны: от нейтральных (документальных) изображений фигуры на природе они колеблются как в сторону вызывающих желание, почти порнографичных, так и создающих ощущение статуарной красоты, чисто эстетических достоинств.

Начнем с разбора первого мотива. Среди самых разных культур и народов жест демонстрации ягодиц обычно понимается довольно схоже — как выражение оскорбления в адрес собеседника, а также как вариант протеста или непристойной шутки. И все же особого ощущения агрессии в свой адрес зритель не испытывает от фото с cheekyexploits. Пожалуй, это связано не только с тем, что там нет объектов/поводов для протеста, но и с выстраиванием коммуникации со зрителем. Размещение фото в Инстаграме предполагает полную свободу зрителя — смотреть, подписываться, оставлять лайки (а также жаловаться на контент). В силу этого и контекст, и композиция фото выстроены так, что даже возможный элемент инвективы не затрагивает зрителя: он соучастник, а не адресат сообщения. Эта общность, воображаемая линия идентификации устанавливается довольно легко, ведь (скорее всего) они оба — пользователи Инстаграма, что предполагает сходства интересов и мотивов (приведших их в эту соцсеть). Как я уже заметил, каждый пользователь соцсети прежде всего зритель/созерцатель, именно поэтому авторы фото явно или не вполне цензурируют агрессию подобного жеста.

Непристойность и агрессия оказываются как бы заретушированы, однако остается сам посыл. В качестве содержания такого посыла проступает то, что объединяет едва ли не всех участников Инстаграма, а именно они сами в качестве рассказчиков своей жизни. По большому счету голый зад здесь сведен до простого сообщения — жеста саморепрезентации «Я есть». Это простое повествование о себе, за счет легкой скандальности придающее убедительности сказанному. «Я есть и вам сложно будет игнорировать этот факт», поскольку есть то, что подчеркивает эту саморепрезентацию — а именно деталь, обычно скрываемая в любом представлении себя. К этому сообщению выкладывающий фотографию волен додумывать другие означающие о себе, которые (якобы) увидит другой, например, смелость, раскованность, естественность и т.п.

Кстати, учитывая гендерные различия, можно отметить, что мужчины на фото cheekyexploits гораздо чаще поворачивают лицо в сторону зрителя (в четверть, в профиль, реже на три четверти или целиком). На мой взгляд это как раз указывает на желание высказывания, заявления о себе как субъекте. Это желание заставляет рефлекторно стремиться к привычной позе (визуальный контроль лицом к камере/зрителю/собеседнику), а также возможно испытывать укол сомнения (правильно ли прочитано сообщение?).

Получается весьма ироничное переворачивание привычных смыслов: традиционно представить себя — значит, дать что-то для отличия меня от других (за подобную узнаваемость в нашей культуре отвечают имя и лицо), здесь же в этой роли выступает прямо противоположная часть тела. Зад и лицо часто рифмуются именно за счет оппозиций «верх-низ», «узнаваемость-безликость», «выразительность-нейтральность» и «открытость-скрытость». Собственно, большинство людей (например, в Рунете) в осмыслении данного феномена не пойдут дальше этого богатого на шутки поля, на разные лады посмеиваясь над тем, что подобными вещами могут заниматься только те, у кого зад заменил голову и в других функциях.

В иронической смене ролей лица и зада можно увидеть и культурную реакцию на чрезмерную эксплуатацию лица в современном медийном пространстве. Красивое лицо, многократно тиражируемое в рекламе и сетевых фотографиях, а также бесконечно редактируемое косметикой, пластической хирургией и инструментами Photoshop`а, превращается в объект или маску. Эта маска, манипулируя нашим восприятием, со временем его расщепляет и вызывает парадоксальные эффекты — симпатию без узнавания, желание без симпатии и реагирование без желания. Став общим местом, лицо больше не отвечает за успешность установления контакта и заявления о себе. В такой ситуации самым простым решением становится усиление сообщения за счет новых раздражителей, в т.ч. через смену объекта, исполняющего функцию представителя личности.

Природа и другой фон в cheekyexploits — это алиби, позволяющее рационализировать выставление себя под взгляд Другого. Точно таким же смысловым оправданием является и само название, уводящее акцент с пассивной демонстрации себя на (воображаемую) активную позицию субъекта, хвастающегося своими легкими проделками или своей продвинутостью (позитивность, естественность, отсутствие комплексов и т.п.).

Если бы мотив демонстрации себя был слишком ясным для человека, то он порождал бы сильную тревогу, вызываемую вопросом «Каким видит меня Другой?» (или еще точнее «Что я за объект во взгляде/желании Другого?»). Чтобы завуалировать подобный мотив и нужна культура, вписывающая наши бессознательные стремления в более-менее оформленные ритуалы и практики. Фотографии природы, красивых мест и себя в них, а также чисто эстетически ориентированные изображения наготы — общее место культуры, поэтому любому, кто занимается подобными вещами нет особой нужды задаваться вопросами о том, зачем он это делает. Эта самоочевидность (мол, делаю, потому что это красиво, а не потому что в этом есть какой-то личный мотив) как раз и позволяет сделать следующий шаг — вписать свое тело или его фрагмент в уже привычную практику.

Выбор тематики для фотографий всегда по-своему симптоматичен. И в Инстаграме мы видим это буквально во плоти, потому как в нем почти все популярные темы и тренды напрямую или косвенно связаны с телом. Доля чисто художественных фотографий (живописные виды, необычные ракурсы на привычные вещи, неклишированные композиции) весьма мала. И напротив еда, одежда, части тела (иногда с навязчивой детализацией, как в уже упомянутом BikiniBridge) — это то, что эмоционально и визуально близко к телу. К телу, которого не хватает пользователям Сети. В конечном счете все эти тренды — это лишний повод о чем-то поговорить, но так уже сложилось, что любим мы поговорить о том, чего у нас нет или нам не хватает. Причем в ряде других соцсетей эта нехватка порой «заполняется» еще более радикально — разного рода насилием, прежде всего видео с телесным взаимодействием (драки, издевательства, ссоры и т.д.). Соцсеть лишь для нашего мышления является местом, где мы общаемся, для большей же части психики — это одинокое взаимодействие с экраном. И где-то внутри у каждого есть понимание того, что весь этот опыт — лишь форма общения с самим собой.

Однако все мы появляемся и формируемся в тесной связи с реальными (телесными) другими. Полностью лишенные общения с живыми людьми дети не выживают, взрослый как-то способен справиться с такой нехваткой, но и для его психики это не обойдется без последствий. Одиночество — это то, что заставляет пользователей Инстаграма рассматривать что-то «про тело» и искать других, предлагая части своего тела. Стоит, впрочем, заметить, что это одиночество — не пафосная категория из словаря экзистенциалиста, а банальная нехватка эмоциональных связей с теми, кто отвечает на наши чаяния. Так что Инстаграм — место, где эту проблему можно как-то выразить, но не решить (хотя время от времени кто-то все–таки использует соцсети для общения и знакомств в реале). Типичный случай лекарства, которое в итоге становится заменой излечения, зависимостью и собственно самой проблемой.

Cheekyexploits в этом смысле как раз и интересен своей двойственностью и даже двусмысленностью. С одной стороны, это заявление о себе через кусок плоти, демонстрируемый другим. С другой стороны, это высказывание, которое оказывается во власти других, что превращает подобное фото не столько в презентацию воображаемого образа, сколько в подобие коммуникации (с непрогнозируемым исходом). Приближаясь к этому разрыву, мы можем что-то понять о том, что и зачем делаем. В добавок к этому cheekyexploits удачно демонстрирует ироническое отстранение и от гламурного/рекламного фото, и от строго заданных трендов, и от сугубо нарциссических образов. Конечно, никакой революции в мотивах, заставляющих людей навязчиво фотографировать себя и выкладывать это в Сеть, данный тренд не совершит. Но все–таки мне кажется, что у него чуть больше шансов на то, чтобы кого-то подтолкнуть к мысли о том, что хватит заботится о том, как рассказать о себе запечатленными кусочками собственной жизни. И может стоит попробовать урвать кусок жизни в настоящем взаимодействии с людьми и миром.

Читать текст полностью: https://syg.ma/@ivan-kudriashov/kusok-zhizni-naghota-v-instaghramie