Найти тему

История одной подделки

Сегодня расскажу вам про то, как Лувр за громадные деньги купил подделку работы безвестного на тот момент одесского ювелира. Вообще, вот это всё про подделки, вечный вопрос копии и подлинника, грани между искусством и ремеслом всегда ужасно интересно, но этот скандал начала века кажется мне симптоматичным, потому что отражает, простите за пафос, дух времени c его великими открытиями и громкими авантюрами, удачливыми дельцами и гениями «из низов», посрамленными снобами и прославленными мошенниками.

Микенское золото из шахтовых гробниц
Микенское золото из шахтовых гробниц

В 1873 году Генрих Шлиман находит «клад Приама» в Трое, в 1877 уже весь мир восхищается «маской Агамемнона» и микенским золотом из шахтовых гробниц, и, в общем-то, уже можно твердо говорить о новой волне моды на всё греческое, античное, которая достигнет своего апогея в первой четверти XX века, вместе с открытиями Артура Эванса. Видимо Франции на тот момент ужасно хотелось заполучить не менее резонансные находки, чем доставшиеся Афинам, Берлину и Лондону, и подстегиваемый желанием не уступать соседям, Лувр в 1896 году приобретает через посредников у купцов из России уникальный артефакт – тиару скифского царя Сайтаферна. Цена заплачена мягко говоря не малая — 200 000 франков, на которые в то время можно было купить, например, 58 килограммов золота (а на изготовление тиары пошло всего 500 граммов драгоценного металла). При этом Лувру пришлось получать специальное разрешение Парламента и просить помощи у меценатов.

Тиара Сайтоферна
Тиара Сайтоферна

Тиару с надписью «Царю великому и непобедимому Сайтаферну. Совет и народ Ольвии» довольно скоро торжественно выставили в музее, и тут-то начались проблемы. Прибывающие полюбоваться роскошным украшением, сделанным мастерами из Ольвии в дар скифскому царю, эксперты стали сомневаться в её подлинности. Например, по мнению профессора археологии и директора Мюнхенского антиквариума Адольфа Фуртвенглера, серьезнейшей ошибкой было изображение богов ветра Борея, Нота, Евра и Зефира в образе детей, в то время как в античной традиции они всегда предстают настоящими атлетами.

-4

Но ряд крупнейших учёных Франции: Рейнак, Мишон, Бенуа, Молинье — безоговорочно признали тиару подлинной, так что споры продолжались, пока в Париж не прибыл одесский ювелир Израиль Хацкелевич Рухомовский, предоставив в доказательство своего авторства эскизы. Также он для демонстрации мастерства изготовил на месте часть декора, идентичную тому, что был на тиаре. Сомнения были развеяны, и вот уже весь мир обсуждает, как Лувр был обманут на кругленькую сумму.

Израиль Рахумовский
Израиль Рахумовский

Самого автора, кстати, не наказали, так как он не участвовал в продаже и утверждал, что не знал о целях своих заказчиков, а потом даже наградили золотой медалью «Салона декоративных искусств». Так что тиара до сих пор стоит в Лувре (правда уже с другой подписью), где её создатель даже некоторое время работал реставратором, а в Одессе на доме номер 6 по улице Осипова четыре года назад была установлена мемориальная доска в память о виртуозном мастере Рухомовском. А газета «Одесские новости» в 1903 году даже разразилась вот такими незатейливыми виршами:

Какой скандал, весь новый свет
Взволнован беспримерно,
И воспевает хор газет
Тиару Сайтоферна.
Большой скандал в Европе всей
Наделал много шуму,
Дал за тиару Лувр-музей
Громаднейшую сумму.
И вслед за ним молва пошла,
Раздался голос прессы.
Тиара сделана была
Гравером из Одессы.

Хобби
3,2 млн интересуются