Найти тему
Душкин объяснит

Загорский педагогический эксперимент

Не забывайте подписаться на мой канал в Телеграме.

Привет, друзья. Занимаясь вопросами сознания и философии вокруг него, я временами натыкаюсь на очень интересные материалы, которые раскрывают проблему с совсем необычных сторон. Например, сегодня я для вас нашёл заметку про загорский педагогический эксперимент. Если кратко — в его рамках реабилитировали и полностью социализировали слепоглухих детей.

Слепоглухота: как жить в темноте и тишине?
Слепоглухота: как жить в темноте и тишине?

Представьте только — если человек от рождения является слепым и глухим, либо в младенческом или раннем детском возрасте теряет оба этих ощущения, то что происходит? Зрение и слух — это огромное количество сенсорной информации, которая приходит в человеческий мозг и обучает его. Может быть, 95 % всей информации, может быть даже 99 % приходит через зрение и слух, а остальные модальности ощущений оставляют самую малость. И вот эта малость остаётся у таких детей. Действительно, если подумать, то их практически невозможно ничему обучить — только тактильные стимулы остаются у преподавателя для воздействия (ну не использовать же для этого вкус и запахи, для которых у нас даже нет слов). Другими словами, если у нас есть «Китайская комната», то воздействие на неё возможно только при помощи прикосновений, и эта ограниченная способность крайне замедляет её обучение. Вместе с тем, такое замедление позволяет педагогам наблюдать становление человеческой психики как будто бы через таймлапс. И хорошо, если такого ребёнка удалось обучить разговору — часто это невозможно даже для глухих людей.

Дактилология — способ общения слепоглухих, в котором каждой букве алфавита соответствует определённое сочетание пальцев.
Дактилология — способ общения слепоглухих, в котором каждой букве алфавита соответствует определённое сочетание пальцев.

В статье по ссылке и в комментариях к ней много дополнительных материалов. Так что заинтересованные найдут много нового и интересного. Я же завершу свою сегодняшнюю заметку тем, что намекну — возможно, что результаты и выводы этого эксперимента очень серьёзно применимы к робототехнике и ИИ. Если формирование личности осуществляется через предметное, инструментальное взаимодействие с внешним миром, то роботам и их ИИ-мозгам нужны инструменты преобразования объективной реальности. И формирование искусственной психики будет идти через этот процесс.

-3