Гекльберри Финн, когда становится богатым ребёнком, у которого есть личный счет в банке под проценты, попадает в воспитание вдовы Дуглас и её сестры мисс Уотсон. Если позволите, я сравню его с Буратино, которого Мальвина хочет взять на воспитание.
Действительно, в том и другом случае мальчика-бродягу хотят воспитать занудные тетки, только Мальвина — молодая зануда, а сестры Дуглас — уже старые. Ни там, ни там ничего не получается. Ведь никогда нельзя заставить кого-то захотеть быть лучше. Можно помочь стать, если человек уже захотел. Но захотеть за другого нельзя.
Правильнее работает личный пример, когда воспитуемый хочет быть на кого-то похожим и стремится к лучшему. Хотя и на это всегда требуется время, неизвестно какое, и неизвестно будет ли толк. Гекльберри чуть позже, когда на него перестали давить, сам начинает ходить в школу и понемногу входит во вкус к новой цивилизованной жизни.
В детстве у мальчика-беспризорника, мы говорим о Гекльберри, может не оказаться рядом авторитетного товарища. Разумеется, старые сёстры не вызывают в нем такого уважения. Отец Гека пьёт и валяется в канавах. Остается только Том Сойер, чьё лидерство Гек поначалу готов признать, но как только идея с разбойничьей шайкой провалилась, авторитет Тома покачнулся.
Все усердные попытки старух цивилизовать Гекльберри были обречены. Не нравятся ему ни хорошие манеры, ни скучные занятия, ни молитвы. Мальчик-дикарь, привыкший за 11-12 лет своей жизни бродяжничать и делать что захочется, не станет подчиняться тёткам. Просто не видит причин этого делать.
Может быть, старые сестры и сделали позже такой вывод. Но поначалу они из кожи лезут, строя из себя воспитательниц. Ни у той, ни у другой опыта, судя по всему, нет. Обе они без детей и без внуков. Обнаруживается в чистом виде педагогическая беспомощность Дуглас и Уотсон.
Очень интересна попытка Мисс Уотсон объяснить Гекльберри, зачем нужны молитвы. Сначала она ему говорит, что молитвой можно попросить и получить все, что угодно. Но когда Геку понадобился рыболовный крючок и он просит его у Бога, крючок не появляется.
Раздраженная мисс уточняет, что просить Господа надо только о духовном благе. И вот тут она капитально села в лужу. Ну не поймёт подросток, что такое «духовное благо»! Нет у него ещё той духовной жажды, которая приходит в зрелом возрасте.
Гекльберри ещё духовно сыт общением с природой и друзьями. И с детством он еще не попрощался. А дети духовно не раздёрганы и не опустошены, как взрослые.
Ещё раз повторюсь: словесные убеждения силы не имеют, нужен личный пример того, кого мальчик признал лидером. А поскольку такого не нашлось, уговаривать подростка вести себя так или по-другому нет смысла.