Найти тему
ИА Хакасия

Хакасия стала тихим ужасом для Кремля: а кто виноват?

Сегодняшняя ситуация в Хакасии вполне укладывается в контекст известной максимы незабвенного Виктора Черномырдина:

«Есть еще время сохранить лицо. Потом придется сохранять другие части тела».

 Некогда тихая и благополучная Хакасия сегодня не сходит с новостных лент ведущих российских агентств. Причина столь пристального внимания в скандальной электоральной экзотике. Наиболее осведомленные политические аналитики не преминули назвать режиссера многосерийного фильма ужасов с труднопрогнозируемым конечным результатом. Даром что хэппи энд задумывался исключительно для амбициозного регионального управленца со статусом «кремлевского егеря».

Регалии небокрушителя не давали ему покоя, в интервью ТАСС Виктор Зимин самодовольно констатировал: "Меня наградила судьба «побаловаться» политикой».

Дело вовсе не в судьбе, авторство уникальной кадровой траектории - из железнодорожников в губернаторы - приписывают министру обороны, всесильному куратору баловня судьбы.

По мнению политтехнолога Андрея Трошкина, скандальная ситуация возникла из-за того, что администрация президента не смогла продавить замену Зимина на другого кандидата, а Зимин не смог выиграть выборы. Ключевую роль сыграло вмешательство в ситуацию министра обороны Сергея Шойгу, который пролоббировал непопулярного губернатора.

Кремлевская администрация в пожарном порядке пытается предотвратить потерю управляемости территории. Причем по мнению авторитетных экспертов, это происходит в депрессивном регионе под внешним финансовым управлением, где наиболее мобилизованным является активный протестный электорат.

Примечательно, от судьбоносной встречи главы Хакасии с президентом в Ново-Огарево нас отделяет чуть более месяца. Еще 20 августа окрыленный президентской поддержкой Зимин докладывал главе государства об успехах и достижениях на губернаторском посту. Возможно, именно это знаковое событие, организованное всесильным лоббистом в погонах, и стало отправным моментом к нарастанию протеста в регионе. От неминуемого провала аудиенция губернатора не спасла. Попытка подправить рухнувший имидж регионального управленца и президенту положительных очков явно не добавила.

Как полагает РБК, базовый сценарий Кремля по развитию ситуации в Хакасии на данный момент — это отказ кандидата от Партии роста Александра Мяхара от участия во втором туре выборов, с тем чтобы его единственным участником остался коммунист Валентин Коновалов. Об этом РБК рассказали три собеседника, близких к администрации президента.

«Наиболее вероятно, что Коновалов останется один и встанет перед необходимостью набрать более 50% голосов», — пояснил замысел один из источников РБК.
«Задача — чтобы Коновалов не набрал нужного [для победы] количества голосов», — добавил еще один близкий к администрации президента собеседник РБК.

Идеальный сценарий для Кремля — чтобы снялись все кандидаты и выборы были признаны несостоявшимися, но коммунисты пока на это не готовы, уточняет источник РБК.

Кремль не хочет отдавать Хакасию коммунистам — в администрации президента считают, что в первом туре избиратели голосовали не за Коновалова, а исключительно против Зимина, говорит собеседник, близкий к Кремлю.

Постоянный перенос дня голосования «работает на усталость избирателей», ранее говорил РБК другой источник, близкий к администрации президента. Если в конечном счете в бюллетене останется только один Коновалов, то многие из тех, кто готов был отдать голос за него, могут не прийти на участки, но при этом будет мобилизован провластный электорат, чтобы коммунист не набрал требуемых 50% голосов, отмечал собеседник РБК.

По мнению директора института социально-экономических и политических исследований Дмитрия Бадовского. свою роль в мобилизации провластных избирателей призван сыграть новый врио Развожаев.

Ну что же, будем посмотреть. Пока у кризисного управляющего совсем иные проблемы. Накануне поздно вечером Михаил Развожаев обсудил с членами кабмина самые злободневные проблемы — отопительный сезон и уборка урожая. Как поясняет губернаторская пресс-служба, не все котельные подали тепло в социальные учреждения, а хлеборобы убрали урожай только на 48,9% посевных площадей.