Как родилась идея создания балета "Весна священная", видение Игоря Стравинского, девушка, которая затанцовывает себя до смерти и другие детали великой постановки в материале Concepture.
Замысел балета возник у Стравинского в связи с посетившем его видением. Сам Стравинский рассказывал об этом так: «Мне представилась картина языческого обряда, когда приносимая в жертву девушка затанцовывает себя до смерти. Однако это видение не сопровождалось какой-нибудь определенной музыкальной мыслью». Сюжет как таковой в балете отсутствует. Содержание «Весны священной» композитор формулирует следующим образом: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного».
В работе над созданием балета участвовала целая группа маститых талантов. Автором декораций и либретто выступил Николай Рерих, основоположник мистического учения Агни-Йоги. Хореографию ставил Вацлав Нижинский, новатор танца, построивший свою концепцию на профильных позах, заимствованных из древнегреческой вазописи. Функции импресарио взял на себя Сергей Дягилев, выдающийся театральный деятель, создатель творческого содружества «Мир искусства».
Результат получился соответсвующим: обращение к стихийно-языческим мотивам, которые нужно было вписать в строгие обрядовые рамки, привело к созданию особой музыки и хореографии. Изящные балетные па, выражавшие стремление воспарить, уступили место первобытному плясу, символизировавшему неразрывную связь с Матерью-Землей. Подчеркнуто неуклюжие, угловатые движения танцоров, архаика движений были невероятным новшеством. Поэтому премьера балета прошла со скандалом.
Консервативная парижская публика пришла посмотреть классический русский балет, каким она его всегда знала, но вместо этого вдруг увидела нечто из ряда вон выходящее. Жан Кокто, французский писатель, друг Стравинского, так описывает события того вечера: «Зал сыграл ту роль, какую ему надлежало сыграть: он мгновенно взбунтовался. Публика смеялась, вопила, свистела, хрюкала и блеяла и, возможно, со временем устала бы, но толпа эстетов и кое-какие музыканты в непомерном рвении принялись оскорблять и задевать публику в ложах. Шум перешел в рукопашную».
Полную версию статьи читайте на сайте concepture.club