Все слышали истории о жутких чёрных волгах, на которых передвигались сотрудники спецслужб СССР. Однако мало кто знает о том, что помимо ГАЗ-24 в рядах МВД, ГАИ и КГБ находились и «народные» Жигули. Но для выполнения задач спецслужб, требовалось нечто большее, чем существующие на тот момент показатели Жигуля.
Таким образом, в 1982 году руководство автомобильной промышленности СССР поставило задачу Волжскому Автомобильному Заводу разработать и организовать мелкую серию выпуска с роторно-поршневыми двигателями. За основу взяли ВАЗ-2105, первые опытные образцы появились в 1986 году, с внедрением роторно-поршневого двигателя модель получила название ВАЗ-21059.
Отличить данную модель от обычной «пятёрки» не открыв капот, было невозможно. Вся ходовая осталась прежней ВАЗовской, однако были экземпляры, на которые ставились иностранные детали, в особенности тормоза. Под капотом находились в основном два варианта роторно-поршневых двигателя, первым был ВАЗ-411 имеющий ширину ротора 70 мм и выдающий 120 л.с., на некоторые модели устанавливался ВАЗ-413, который выдавал 140 л.с. при ширине ротора в 80 мм.
С такими моторами ВАЗ показывал сумасшедшую динамику разгона и максимальной скорости и в дуэте с профессиональным водителем он мог спокойно преследовать практически любой автомобиль. Однако, как всем известно, роторно-поршневые двигатели никогда не отличались высоким ресурсом, поэтому в широкое производство такие модели запущены не были. Даже число произведённых моделей ВАЗ-21059 остаётся неизвестным...