в
Технический аудит при старте работ над продвижением любого сайта является одним самых важных этапов после его создания, определения целей, проработки структуры и составления семантического ядра. Как правило это документ, в котором расписаны все ошибки, которые могут негативно повлиять на качественное продвижение, а также рекомендации, которые позволят сайту лучше ранжироваться в поисковых системах, приводить больше целевых посетителей, а также конвертировать их в клиентов.
В первую очередь стоит пояснить, что у поисковых систем огромное количество факторов, на которых основана формула ранжирования, их условно можно разделить на 3 группы:
- Внутренние (структура сайта и его url, отклики сервера, корректные служебные файлы, метатеги, уникальные тексты, микроразметка и т.д.) – в техническом аудите самый объемный раздел;
- Внешние - качество и количество внешней ссылочной массы, показатели авторитетности сайта (ИКС Яндекса) и прочее;
- Поведенческие – анализ сайта с точки зрения поведения пользователей на страницах сайта(отказы, время, просмотры страниц на посетителя), привлекательность сниппета, который влияет на CTR и т.д. От части можно провести анализ коммерческих элементов сайта, форм.
Сам документ должен быть правильно структурирован, должны присутствовать подзаголовки, выводы и рекомендации.
Структура технического аудита сайта
Далее представлена примерный SEO чеклист аудита сайта, по которому мы предлагаем проводить ваши и по которым проводим свои аудиты. Но конечно она может и должна время от времени корректироваться по причине разных целей и структур сайтов, обновлении технологий и алгоритмов поисковых систем. Также добавим, что перед стартом, хорошо бы иметь доступы к системам аналитики сайта и панелям вебмастеров (Яндекс Вебмастер и Google Search Console)
1. Внутренние факторы
1.1. Адреса страниц
1.1.1. Наличие ЧПУ (адреса понятны человеку, на латинице через дефис)
1.2. Дубликаты страниц
1.2.1. Страницы с одинаковым контентом
1.2.2. Функционал, формирующий дубликаты (страницы печати, динамические адреса страниц)
1.3. Заголовки откликов сервера для страниц сайта
1.3.1. Код отклика 200 (работающие страницы)
1.3.2. Код отклика 301 и 302 (редиректы)
1.3.3. Коды отклика 404 (несуществующая страница)
1.3.4.Страницы с прочими откликами: 403, 502…(ошибки сервера и т.д.)
1.4. Возможность нахождения и индексации страниц сайта роботами
1.4.1. Корректность и полнота robots.txt
1.4.2. Корректность файла sitemap.xml
1.4.3. Проверка зеркал сайта, их склейки
1.4.4. Возможность корректной передачи ссылочных параметров (теги и метатеги noindex, атрибуты nofollow, canonical)
1.4.5. Внутренняя ссылочная топология (внутренняя перелинковка, блоки перелинковки, хлебные крошки)
1.4.6. Протокол передачи данных на сайте (http/https)
1.5. Контент страницы
1.5.1. Анализ запросов и контента, определение релевантных страниц для запросов
1.5.2. Уникальность текстов
1.5.3. Служебные теги. Наличие ключевых запросов в title, description, keywords
1.5.4. Анализ изображений на сайте
1.5.5. Оформление текста
1.5.5.1. Заголовки (наличие h1, h2 и т.д., их правильная структура)
1.5.5.2. Списки, таблицы (использование различных возможностей html разметки)
1.5.5.3. Видео-контент (хороший элемент для улучшения поведенческих)
1.6. Микроразметка на сайте (контакты, товары, хлебные крошки, статьи)
1.7. Вредоносная информация на сайте
1.8. Анализ работоспособности сайта
1.8.1. Скорость загрузки
1.8.2. Перебои в работе сайта
1.8.3. Скорость отклика сервера
1.9. Мобильная версия сайта
1.9.1. Адаптивность, наличие мобильной версии
1.9.2. Анализ сайта с точки зрения mobile-friendly
2. Внешние факторы
2.1. Количество и качество ссылок
2.2. Показатели авторитетности сайта (ИКС Яндекса)
3. Поведенческие факторы
3.1. Сниппеты (привлекательность в основных поисковых системах по группе запросов, возможность улучшения, использования расширенных)
3.2. Показатель отказов
3.3. Среднее время на сайте
3.4. Просмотров страниц на посетителя
4. Выводы и рекомендации
Повторяем, этот список базовый, от которого можно отталкиваться, но безусловно вы можете отходить от правил, если они не актуальны, либо считаете какой-то пункт несущественным или подходящим для другого раздела.
Автоматизированные сервисы аудита сайта.
Сейчас в интернете полно автоматических сервисов, которые якобы проводят весь аудит сайта автоматически, без привлечения специалиста и показывают все ошибки на вашем сайте, стоит только ввести в поле адрес вашего доменного имени. Вы, конечно можете ими воспользоваться, но имейте ввиду, они как правило все заточены на сбор каких то метрик, с внешних ресурсов, которые могут быть:
- бесполезными;
- ненужными для вашего сайта;
- неправильными, например, показывать ошибку там где все наоборот работает верно;
- неполными, то есть не показывающих всех проблем, которые может определить человек (по крайней мере пока);
- вредными, то есть давать рекомендации, которые могут только навредить.
Полезные инструменты
- Яндекс Вебмастер и Google Search Console - Must Have SEO специалиста, большинство ошибок и проблем можно определить при помощи этих сервисов. Тут и валидатор микроразметки, и информация по дубликатам, откликам сервера, robots.txt и т.д. Важно правильно анализировать информацию делать на основании этого выводы;
- Google Analytics и Яндекс Метрика - системы аналитики, при помощи которых можно определить скорость загрузки сайта у пользователей, поведенческие факторы и другие вещи (браузеры, ОС, устройства пользователей) и сделать выводы.
- Screaming Frog SEO spider - мощный инструмент сканирования сайта, который отражает наиболее полную информацию по структуре сайта и его адресов, метатеги, заголовки, информацию об изображениях и т.д.
- https://search.google.com/test/mobile-friendly - инструмент позволяющий определить, насколько он дружественен пользователям мобильных устройств.
- text.ru, advego plagiatus и другие сервисы, анализирующие насколько контент сайта уникален.
В целом этого набора будет достаточно чтобы провести полноценный аудит сайта, но куда более важно потом на основании него привести сайт в соответствии требованиям поисковых систем.