Забудьте Драйв и Гослинга с их гламурным неоном, на пьедестале фильмов про мрачное мочилово с героем-аутистом новый чемпион.
Речь о «Тебя никогда здесь не было» от режиссера и сценариста Линн Рэмси, с Хоакином Фениксом в главной роли.
Почти с первых кадров становится понятно — Линн не хочет, чтобы ты наблюдал за героем, она хочет, чтобы ты был героем. Все выразительные приемы направлены на то, чтобы погрузить зрителя во мрачный, неуютный мир, в котором живет Джо — ветеран с посттравматическим синдромом, зависимостью от обезболивающих и целым набором жутких воспоминаний о насилии во всевозможных формах.
Клаустрофобно тесный кадр с трудом вмещает происходящее. Огни ночного города бьют по глазам. Сигналы машин раздражают слух. Флешбеки высвечивают жуткие сцены из прошлого. Хотя это даже не флешбеки — они не раскрывают экспозицию, не поясняют бэкграунд героя — это жуткие обрывки событий, из которых стерлось всё, кроме ужаса, воспоминания выродившиеся в тупую бесконечную боль.
И вот, спустя минут двадцать, когда ты начинаешь понимать, почему герой откровенно мечтает о самоубийстве, чувствуешь его эмоции и сам уже будто вдыхаешь влажный, душный, пахнущий мусором воздух ночного Цинциннати — можно начать историю.
Стоит признаться, местами фильм кажется немного недопиленным. Как будто, обладая массой отличных идей, создательница не везде справилась с их воплощением. Где-то подвёл свет, где-то сценография, а где то было страшно заставить Хоакина сделать еще десяток дублей. Однако, лучше уж неидеальный, но смелый и честный кинематограф, чем облизанный до унылости.
Если вы любите фильм Драйв, нуар, насилие, Хоакина Феникса или золотые пальмовые ветви — обязательно сходите. Во времена пластмассовых, утомительно длинных блокбастеров, очень приятно увидеть кино, которое удивляет, пугает и успевает сказать всё что хочет всего за полтора часа.