Найти в Дзене
Magazine

Год экологии

То, что своё 25-летие «Севералмаз» отмечает в год, отмечаемый в России как «Год экологии», весьма символично. По запасам разведанных алмазов месторождение имени Ломоносова – крупнейшее в Европе. Понятно, что и масштаб воздействия на природу огромен.

Фотограф Николай Гернет
Фотограф Николай Гернет

Леса и реки, окружающие Ломоносовский горно-обогатительный комбинат, дышат вековой дикостью и простираются до горизонта. Река Золотица, протекающая над алмазоносным месторождением, отнесена к высшей категории рек рыбохозяйственного назначения, так как в ней нерестится сёмга. Разработка карьера и изменение русла реки оставили Золотицу в том же статусе, что и прежде – ничто не мешает сёмге продолжать свой род, перелётным птицам гнездиться и учить своих птенцов летать. А лоси и медведи привыкли к новым соседям и зачастую посещают территорию карьера со своей «инспекцией». Разработку месторождения имени Ломоносова можно считать образцом экологического подхода в горном деле.

Фотограф Николай Гернет
Фотограф Николай Гернет
В экологическом рейтинге горно-добывающих компаний России, формируемом Всемирным фондом дикой природы (WWF) и Минприроды РФ, компания «АЛРОСА» неизменно входит в тройку лидеров по всем ведущим номинациям – как с точки зрения прозрачности информации, так и с точки зрения минимизации негативного воздействия на окружающую среду. «Севералмаз» является дочерней компанией «АЛРОСА», и высочайшее по мировым стандартам положение в экологическом рейтинге относится и к месторождению имени М.В. Ломоносова, расположенному в 100 километрах к севЕро-востоку от Архангельска.

Диаметр карьера на кимберлитовой трубке «Архангельская» превышает километр и составляет 1100 метров, глубина – 192 метра, и это не предел. Разработка карьера будет продолжаться до глубины 460 метров, или 350 метров ниже уровня моря. При этом верхними уступами карьер «Архангельской» соединится с соседним столь же огромным карьером (трубка «им. Карпинского-1») и получится 2,5-километровая «восьмёрка» с двумя спиралями съездов, уходящими на сотни метров вниз. Для откачки грунтовых вод, стремящихся превратить оба карьера в озёра, построено около сотни специальных скважин и насосных станций, проложены километры труб, действуют очистные сооружения. Изменены русла ручья и двух рек, чтобы они огибали кимберлитовые трубки, над которыми прежде текли столетиями. Возведена автономная уникальная электростанция, снабжающая энергией и светом карьеры, которые работают круглосуточно и круглогодично, в том числе и полярной ночью.

Фотограф Николай Гернет
Фотограф Николай Гернет

Да и сама спираль карьера, по которой движется техника – это особое дорожно-инженерное произведение горного искусства, возводимое с учётом плотности грунтов, их обводнённости, надёжности откосов. Все параметры карьеров – диаметр по поверхности, диаметр по дну, высота уступов, углы откосов, скорости понижения горных работ – были рассчитаны проектными институтами и утверждены экспертами. По соседству с карьерами растут горы (отвалы породы). Их тоже возводят по всем правилам горного искусства, чтобы они не осыпались, не являлись источником пыли и были безопасны для техники и людей, которые их возводят. Предлогов для стонов на тему «сгубили природу» и «нарушили экологию» множество. Всё это активно использовалось в начале 90-х, когда решалось, быть «Севералмазу» или не быть. Людей пугали, что с началом разработки карьера «Белое море станет красным», пыльные бури будут «как на Марсе», «весь лес вырубят», и наша лесная область, на территории которой никогда не велись горные работы такого уровня, замерла в тревожном ожидании...

На деле всё оказалось не катастрофично, а, скорее, наоборот. Проект строительства горно-обогатительного комбината на месторождении имени М.В. Ломоносова прошёл Федеральную экологическую экспертизу Минприроды РФ, и регулярно проводимые замеры подтверждают оценку той экспертизы. Никакой катастрофы нет, рыбы меньше не стало. Всё, что касается экологии, делается в строгом соответствии с законом и нормами природопользования. Одна из первоочередных задач «Севералмаза» – добывая драгоценное, сохранять прекрасное.Тайга шумит на всём пространстве, где она была и до этого. Разве что проложены новые хорошие дороги, на реках установлены понтонные переправы. Чтобы население Приморского района видело пользу от разработки месторождения, реализуются целевые социально-экономические программы. А областной бюджет получает дополнительно полтора миллиарда рублей налоговых поступлений в год.

Мы привыкли воспринимать «беседы про экологию» как осуждение вмешательства человека в природные процессы и заклинания на тему «природу надо беречь». Но ведь и сама Природа может нарушать своё равновесие – причём с такой слепой силой, что человеку и не снилось. К примеру, самая большая «катастрофа», связанная с месторождением, случилась год назад, в августе 2016-го – и то было явление не техногенного, а природного характера. Редкий для наших мест, тропической силы ливень пролился в районе месторождения. За пару часов потоки с небес навели столько мути, что река поднялась и стала красной. Несколько дней спустя люди пошли за водой – и не узнали Золотицу. Понятно, что первая мысль была: «Карьер слился». Но вернулись из леса охотники и подтвердили: «Это не карьер «протёк», а ливень бил как из брандспойта – всё на своём пути смывал и рушил».

Расположение месторождения таково, что его разработка и освоение могут служить образцом экологического подхода в горном деле. Месторождение находится посреди защитных лесов, сводить которые категорически нельзя, так как они сдерживают натиск низовых арктических ветров. Поэтому если вырубка леса и проводится, то только точечно, в соответствии с проектом. Все земли, что отданы под разработку месторождения – платные. И если предприятию нужен участок в два гектара для строительства объекта, никто не будет требовать больших площадей – нет смысла переплачивать. Месторождение граничит с Соянским биологическим заказником. В Золотице, протекавшей прямо «над алмазами», нерестится сёмга, поэтому река отнесена к высшей категории рыбохозяйственного значения. Надзор за добытчиками алмазов ведётся со всех сторон и по полной шкале ответственности.

Фотограф Николай Гернет
Фотограф Николай Гернет

На фабрике в процессе обогащения руды (извлечения алмазов) используются физико-механические методы, никакой химии. По сути, руду измельчают, а потом промывают водой. Вместе с водой пустая порода, так называемые «хвосты», складируется в бессточное хвостохранилище, где вода отстаивается и снова поступает на фабрику для дальнейшей работы по замкнутому циклу.

Всё, на что оказала воздействие разработка месторождения – всё под жёстким контролем, которого не было ранее. Постоянно отслеживается состояние лесов, почвенного покрова, водных ресурсов, замеряются выбросы в атмосферу. Под непрестанным контролем гидротермический режим почв – их температура и влажность. Животные, перелётные птицы и места их гнездовий, база их питания – всё под наблюде-

нием. В каждом из типовых лесов, окружающих месторождение – ельники черничные, сосняки сфагновые и сосняки лишайниковые – выбраны модельные деревья, за которыми следят как за «надеждой нации». У каждого такого дерева свой дневник многолетних наблюдений: как растёт? какая хвоя – желтеет или нет? что происходит вокруг?... Ежегодно проводится космическая съёмка с высокой степенью детальности, и все изменения в зоне месторождения фиксируются и ставятся на учёт. Экологическая программа устремлена и в будущее. Согласно утверждённому плану отвалы породы будут выровнены, на месте нынешних «австралийских пейзажей» будет высажен лес – причём уже на сегодняшний день высажено девять тысяч молодых сосенок вдоль руслоотводного канала. Природе будет возвращено всё, что у неё брали взаймы – разве что за исключением добытых из недр алмазов. Карьеры в сотни метров глубиной заполнит вода – артезианская, из подземных родников, и появятся озёра редкой чистоты.

Но у фантазёров и романтиков есть своё предложение – оставить часть горных отвалов и превратить территорию возле трубки «Архангельская» в горно-лыжный курорт. А что? Дороги проложены. Электростанция есть. Вахтовый посёлок легко превращается в уютный отель. Чистейший таёжный воздух. По соседству два озера, огибаемые рекой. И всё это посреди нетронутой тайги в 100 километрах от Архангельска!

Текст основан на материалах, собранных при подготовке книги «Горизонты открытий» (2017), выпущенной к 25-летию ПАО «Севералмаз». Помощь в подготовке статьи оказали: Иванов Алексей Константинович, Антипина Светлана Васильевна, Зезин Илья Сергеевич, Железников Денис Николаевич.

Публикация в журнале Magazine №08 (128) АВГУСТ 2017