В середине лета Дональд Трамп в интервью телеканалу «Фокс Ньюс» назвал черногорцев «очень агрессивными». С ним не согласна американская журналистка тревел-раздела газеты «Нью Йорк Таймс» Элейс Глусак.
Мы публикуем перевод ее статьи «Возвращаюсь в Черногорию», в которой она отвечает на критику Трампа и делится впечатлениями от путешествия в страну, из которой в свое время ее родственники эмигрировали в США.
* * *
Прошлой весной я планировала семейное путешествие в Черногорию и объясняла друзьям, которые не знают почти ничего о балканских странах, где она находится: «Представьте, что из Венеции вы плывете на юг вдоль побережья Адриатического моря. Остановиться нужно перед Албанией».
В июле Дональд Трам в интервью телеканалу «Фокс Ньюс» назвал черногорцев «очень агрессивными». Вопрос сместился с другую сторону: вместо «где находится?» людей стало интересовать «а что там?»
Для тех, кто никогда не был в стране, Черногория — это драматичная природная красота гор, которые вырастают стеной уже на побережье, и которые в 15 веке вдохновили венецианцев так и назвать страну — Черная гора.
Черногория больше инвестирует в туризм — который занимает в экономике страны 20% — чем в войну. В прошлом году сюда приехало 2 миллиона туристов, что в три раза больше, чем население страны (622 781 человек), по данным Национальной туристической ассоциации.
В ответ на резкое высказывание Трампа правительство Черногории сделало заявление: «Политика страны мирная». Отметив при этом, что «во время военных действий на Балканах и распада Югославии в 1990-х, частью которой была Черногория, страна была единственной, где не началась война».
Для меня, как для правнучки эмигрантов из Черногории, которые переехали в США, и путешественника в регион со стажем, черногорская агрессивность сводится к огромным порциям в ресторанах и предостережениям местных о том, что в тарелке не должно остаться еды.
Однако, Трамп не был не прав, когда говорил о размерах страны. Черногория — новый член НАТО, которая провозгласила независимость от Сербии в 2006 году — в самом деле, маленькое государство. Размером с Коннектикут — один из 50 американский штатов, куда американцы выбираются на недельные каникулы. Наше семейное путешествие в Черногорию продлилось 8 дней в мае.
«Ты не можешь себе представить, как столь малая страна вмещает в себя все: национальные парки, горы, пляжи, ночную жизнь, историю, православные монастыри», — говорила мне Нина Батлак, продакт-менеджер компании Super Luxury Travel из Дубровника.
Многие путешественники начинают путь в Черногорию из Дубровника — популярного города на южном побережье Хорватии в часе езды от границы с Черногорией. Но мы решили, что перелет в Подгорицу дает возможность быстро добраться до разных достопримечательностей: Динарского нагорья на севере, побережья Адриатического моря на юге, а также культурных ценностей внутренних регионов страны.
Большинство путешественников прибывает в Черногорию с моря — это излюбленный способ путешествия русских и украинцев, несмотря на большое количество других туристов. «Если сравнивать с черногорскими соседями, то для них это «более доступная Италия», — говорит Джоанна Миллик, директор по продажам частных туров на Балканах в MIR Corporation.
Вдоль берега моря тянется 112-километровая дорога, на которой располагаются старинные города: от Херцег-Нови на краю Боко-Которского залива до Улциня на границе с Албанией. Вдоль трассы строят новые здания и реставрируют старые венецианские дворцы, например, на набережной Пераста, наряду с османскими фортами, которые свидетельствуют о многовековой борьбе морских держав за контроль над этими местами с 14 по 19 века. Черногория отвоевала себе часть побережья у османов и австрийцев только в конце 1800-х годов.
Туристическая популярность для Черногории — явление не новое: в 1970-х годах отдыхать в Свети-Стефан — роскошный курорт, которые когда-то был обычной деревней — приезжали такие знаменитости, как Элизабет Тейлор и София Лорен. Отель на острове и сейчас популярен у знаменитостей. Например, сербский теннисист Новак Джокович женился именно в нем. Порто Монтенегро и Будва также популярны для отдыха.
Если поехать дальше на юг, мечети начинают смешиваться с монастырями, время и туризм кажутся чем-то отдаленным. В полузаброшенном городе 11 века Старый Бар (в нескольких километрах от нового города), который однажды был продал венецианцами туркам, мы рыскали по развалинам и нашли кошку, которая нянчила котят в средневековой урне.
Так мы добрались в Улцинь — город, окруженный стенами, который, казалось, был создан как будто только для нас: там был археологический музей, наполненный керамикой, монетами и деревянными изделиями, покрытыми резьбой римских и османских мастеров, а еще ресторан «пиратских» морепродуктов с видом на море.
Многие посетители прибывают в Черногорию на паромах через фьорды Боко-Которского залива в одноименный город Котор, который долгое время был под венецианским контролем — флаги с крылатым львом Святого Марка развивались на его городских стенах. Паромный сайт CruiseCritic.com назвал Котор — вторым по популярности портом в восточном Средиземноморье после Дубровника.
В Котор мы попали вместе с тысячами других пассажиров парома Celebrity Cruises, фотографирующих бродячих (но, очевидно, сытых) кошек, которые лежали на городских мостовых и лестницах. Одна из таких лестниц ведет наверх в крепость Святого Иоана, средневековый оплот на высоте 274 метра. Туда трудно забраться, но вид на залив, окруженный горами, стоит того.
За прибрежными горами через головокружительные дороги лежит совершенно другая страна. Цетине — бывшая столица Королевства Черногория, основанная в 15 веке, остается сердцем культурной жизни. Студенты художественных отделений ВУЗов рисуют прямо на улицах в окружение нескольких музеев культуры и истории. Входной билет в шесть их них стоит всего 10 евро, включая крепость Бильярда — резиденцию черногорских правителей в 1838—1867 годах, главным из которых был поэт и философ Петр II Петрович, способствовавший превращению Черногории в независимое государство. Он умер в 1851 году и его тело похоронено в мавзолее на горе Ловчен недалеко от города.
Последний король Черногории Никола I Петрович жил во дворце напротив Бильярды, пока не покинул страну в 1918 году, так как австрийские войска вторглись в Черногорию во время Первой мировой войны. Теперь дворец известен как Музей Короля Николы. Он наполнен сокровищами, в том числе антикварными китайскими урнами, персидскими коврами, венецианскими зеркалами, индонезийской мебелью и портретами королевских семей со всей Европы. То, что королевская коллекция пережила Вторую мировую войну и оккупацию Черногории итальянскими силами — чудо.
«Его называли крестным отцом Европы», — говорил наш гид, объясняя, что пять дочерей короля вышли замуж за представителей других европейских монархий, включая принцессу Елену, которая породнилась с итальянской королевской семьей и именно поэтому во время войны итальянцы не тронули коллекцию.
От прибрежных островов до альпийских долин православные монастыри разбросаны по всей Черногории. Многие из них покрыты яркими фресками с изображением святых и историй из Библии. Но самые впечатляющие находятся в центральном Черногории.
Монастырь Острог, например, построен прямо в скале на высоте 914 метров на дороге между Подгорицей и Никшичем. Сюда можно добраться на автобусе, водители которых настоящие асы. Чтобы попасть в сам монастырь, нужно пройти по почти вертикальной тропе (паломники делают это босиком). Кульминация — темная и глухая комната с могилой Святого Василия. Выходить из комнаты полагается спиной, чтобы не оборачиваться.
На альпийском севере мы столкнулись с еще меньшим количеством туристов — и с более щедрыми порциями еды. Местная форель в ресторане Konoba в главном лыжном городе страны Колашин оказалась размером с половину ноги взрослого человека.
«Горы Черногории — не открытая американцами часть Балкан», — говорила мне Диана Поиндекстер, специалист по балканским странам в компании Wilderness Travel, которая организует путешествия в Черногорию с фокусом на природные достопримечательности. «Вы будете ходить и не увидите никого».
Многие дороги в регионе — стремительные, узкие и отвлекающими внимание от трассы живописными видами — от Подгорицы вдоль Каньона Морака до Колашина. Новая магистраль, которая должна открыться здесь в 2019 году, должна ускорить путешествие из города на горные склоны. По пути можно покупать домашнее вино, мед и сыр в лавках местных жителей.
Изумрудная река Тара проложила себе путь через Динарское нагорье — так получился самый глубокий в Европе каньон — 1298 метров. Здесь можно заниматься рафтингом с 3 и 4 уровнем сложности, а самые экстремальные сплавы проводятся ночью. Мы тоже попробовали этот вид активного отдыха по совету хозяина квартиры, которую мы сняли на Airbnb в городе Жабляк, вместе с парой туристов из Швейцарии.
Обед во время рафтинга, стоимость 45 евро, оказался пиршеством из трех блюд домашнего приготовления, включая жареного ягненка с фермы неподалеку.
Река Тара — часть национального парка Дурмитор, где находится 50 пиков выше 1800 метров. Здесь можно любоваться голыми известняковые гребнями, ледниковыми озерами и полями, полными луговых цветов. В течение всего праздника, посвященного 12-летней независимости Черногории, мы путешествовали по хорошо размеченным тропинкам, переправлялись через ручьи, проходили под водопадами и через ароматные сосновые рощи.
«Новая страна», — улыбнулся мне смотритель национального парка, вход в который в день праздника был бесплатным. «Но старое место».
И я добавлю:
Населенное люди, которым интересны иностранцы, а не агрессивные по отношению к ним.
Фото: Susan Wright / The New York Times
Блог о Черногории - https://blog.sitngo.me
Аренда авто в Черногории - https://sitngo.me/