Я всегда мечтал быть художником. Но не тем, кто пишет картины, утирая мокрый лоб разноцветной рукой. И не тем, кто работает в офисе, клацая мышкой в разнообразных программах и сосредоточенно морща лоб.
А Мастером с большой буквы, который умеет подойти к своей работе с творческой стороны. Такой ярко и чётко описан Николаем Лесковым в рассказе «Тупейный художник».
Кратко о сюжете
Время крепостной России. Подневольная крестьянка Любовь Онисимовна и такой же подневольный Аркадий Ильич – тупейный художник – влюбляются друг в друга. Но своей судьбой распоряжаться не могут, поэтому им остается только украдкой смотреть друг на друга в гримерке театра.
Тупейщик – парикмахер и гример в одном лице. Люба – талантливая молодая актриса, приглянулась хозяину, графу Каменскому. Узнав об этом, Аркадий решился бежать с любимой, но по пути их схватили и привезли обратно. Хэппи энда не выходит.
О морали и посыле
Если не копать вглубь рассказа, то смысл понятен и лежит на поверхности. Несчастная любовь, тирания, протест против насилия, сравнение благородного крепостного и мерзкого графа. Но я копнул чуть глубже, и поделюсь мыслями подробнее ближе к концу. Для сочинений вам будет достаточно этого одного предложения. :)
О героях
Влюблённые
Разумеется, влюбленная пара вызывает читательскую симпатию. Оба талантливы, хороши собой и праведны. Они во всем послушны своему господину, но ровно до того момента, как начала решаться их судьба.
Покорная Любовь только и может, что ждать спасения. В Аркадии же, наоборот, вспыхнула и разгорелась жажда справедливости, свободы, личного счастья.
«Заговора на мне нет, а есть во мне смысл от Бога: пока бы ты руку с пистолетом стал поднимать, чтобы в меня выстрелить, я бы прежде тебе бритвою всё горло перерезал»
Он словно откидывает с себя тяжесть господской власти, страх наказания, подобострастие и угодничество.
Граф Каменский
А вот в этого типа автор запихивает всё средоточие кошмаров и боли крепостничества. Он ужасен абсолютно со всех сторон. И рожей не вышел, и внутри лютый зверь устроился.
«Граф же, по слова Любови Онисимовны, был так страшно нехорош, через своё всегдашнее зленье, что на всех зверей сразу походил»
Лесков стращает читателя мрачными картинами наказаний людей. Их пытают дыбой, держат на цепях, пугают медведями. Наказание розгами – самое безобидное, что может назначить граф.
Убить человека? Как два пальца. Изнасиловать дворовую девку? Раз плюнуть.
НО!
Отсылки к фактам
Я немного покопался и нашел несколько интересных фактов о крепостном праве.
«В отличие от многих государств Европы (например, Польши, где убийство крепостного вообще не считалось государственным преступлением и подлежало только церковному наказанию) законы России защищали жизнь и имущество крестьян от помещиков. «Убийство крепостного рассматривалось как тяжкое уголовное преступление». Соборное Уложение 1649 г. разделяет меру ответственности помещика за неумышленное и предумышленное убийство крестьянина.
В случае неумышленного убийства (в драке) дворянин подвергался тюремному заключению до специального распоряжения царя. При предумышленном убийстве крестьянина виновного казнили, независимо от социального происхождения» (с) Статья на Фишки.нет
И тут я такой – опа. Кто из них говорит правду? Насколько сильно была преувеличена трагическая история Лескова, и, самое главное – зачем? Поразить читателя, вызвать фурор? Или просто сыграть на нашем гражданском чувстве справедливости?
Вместо вывода
Из прочитанного следует вывод, что в те времена безопаснее и выгоднее было быть никем. Просто человеком без особой красоты и талантов. Меньше спрос, больше свободы.
Язык Лескова пересыпан ласковыми словечками «ноженька, одеяльце». Это непривычно, кого-то подобное сюсюканье даже раздражает. Но только представьте, что было бы, если бы все события автор описал обычным языком? Беспросветная чернуха, которую мало кто смог дочитать до конца.
Рассказ, несомненно, трогает за живое, но преувеличение событий настораживает, вынуждая более скептично отнестись к сюжету.
Понравился анализ? Ставь лайк и подписывайся на канал!
Весь список литературы можно найти здесь