Найти в Дзене

Балканский рубеж. «Русы на линии!»

В 1992–1995 гг. на территории Боснии постоянно действовали два-три небольших подразделения русских добровольцев. Суммарное их число на фронте лишь недолгое время — зимой-весной 1993 года — превышало полсотни. Но даже пара наших бойцов в сербском подразделении создавала переходивший линию фронта слух: «Русы на линии»… Откуда взялась легенда о многочисленности русских, рассказывает Михаил Поликарпов, доброволец, автор книги «Балканский рубеж. Русские добровольцы в боях за Сербию». Осенью 1994 года произошел грустный курьез. Тела троих «белых волков» (сербов) оказались захвачены мусульманами. По каким-то причинам у них оказались документы других трех действующих русских бойцов. Это показали по ТВ. Тогда русских была традиция документы с собой в бой не брать, чтобы в случае гибели противник не мог опознать твое тело как труп русского добровольца. Судьба пошутила - погибли сербы, которые взяли документы на хранение. А русские, которых объявили мертвыми, остались живы. Готовый сюжет для филь

В 1992–1995 гг. на территории Боснии постоянно действовали два-три небольших подразделения русских добровольцев. Суммарное их число на фронте лишь недолгое время — зимой-весной 1993 года — превышало полсотни. Но даже пара наших бойцов в сербском подразделении создавала переходивший линию фронта слух: «Русы на линии»… Откуда взялась легенда о многочисленности русских, рассказывает Михаил Поликарпов, доброволец, автор книги «Балканский рубеж. Русские добровольцы в боях за Сербию».

Осенью 1994 года произошел грустный курьез. Тела троих «белых волков» (сербов) оказались захвачены мусульманами. По каким-то причинам у них оказались документы других трех действующих русских бойцов. Это показали по ТВ. Тогда русских была традиция документы с собой в бой не брать, чтобы в случае гибели противник не мог опознать твое тело как труп русского добровольца. Судьба пошутила - погибли сербы, которые взяли документы на хранение. А русские, которых объявили мертвыми, остались живы. Готовый сюжет для фильма.

Тогда радиостанция «Свобода» с подачи правительства Боснии и Герцеговины назвала совершенно фантастическую цифру воюющих в Боснии русских - 5.000 (пять тысяч!) и привела фамилии троих якобы тогда погибших (реально в тот момент - живых) добровольцев. Реально же на тот момент в Боснии не было и двадцати русских.

Вообще в 1992-1995 гг. на территории Боснии постоянно действовали два-три небольших русских подразделения. Суммарное число русских бойцов на фронте лишь сравнительно недолгое время - зимой-весной 1993 года - превышало полсотни. Всего же, по моим подсчетам, через эту войну прошло свыше шестисот добровольцев из республик бывшего СССР; как минимум сорок погибли, еще около двадцати стали инвалидами в результате тяжелых ранений.

А как же возник эффект многочисленности? Русские действовали в ударных подразделениях, активно действовавших на различных участках фронта. Расплату за их удары принимали зачастую сербы. На это накладываются законы военной мифологии, слухов, лжи официальных бюллетеней и журналистских репортажей.

Марк Блок правильно заметил: «На военных картах, чуть позади соединяющих черточек, указывающих передовые позиции, можно нанести сплошь заштрихованную полосу - зону формирования легенд» («Апология истории»).

Автор в окрестностях Сараево, лето 1994.
Автор в окрестностях Сараево, лето 1994.