Психологи понимают под манипуляцией особый тип воздействия на сознание людей с целью изменить их восприятие или поведение при помощи скрытой или обманной тактики. Чаще всего этот термин воспринимается с оттенком негатива, ведь чужое сознание – сугубо личная территория, поэтому любое вторжение воспринимается большинством как нарушение личных границ. К тому же предполагается, что подобное воздействие в основном выгодно только манипулятору. Особенно опасна манипуляция сознанием, когда речь идет не об отдельном человеке, а о множестве людей. Последствия такого воздействия могут быть катастрофическими. Вспомним революцию 1917 года, период сталинских репрессий, деятельность криминальных сект и другие примеры, свидетельствующие о том, как поведение людей меняется под влиянием идеологии, навязываемой им извне.
Манипуляция общественным сознанием
Согласно исследованиям Ноама Хомски, американского лингвиста, аналитика, общественного деятеля, есть 10 способов, с помощью которых осуществляется манипуляция общественным сознанием. Вот они:
- Отвлечение внимания. Пример: колоссальную по важности информацию о повышении пенсионного возраста в России население получило в день открытия Чемпионата мира по футболу.
- Создание проблем и предложение способов их решения. Пример: постановочные «теракты», снятые и растиражированные СМИ участвующих в конфликте стран с целью получить общественную поддержку на проведение «антитеррористической» операции.
- Постепенность применения. Пример: постепенное внедрение в сознание людей идей неолиберализма конца 20 века в России.
- Отсроченное исполнение. Пример: непопулярная мера озвучивается как необходимая, но при этом отмечается, что она будет реализовываться не сейчас. Людям проще смириться с тем, что им не нравится, если это произойдет когда-то: легче поверить, что все еще может измениться.
- Обращение ко взрослым, как к детям. Пример: большинство информационных программ, рассчитанных на массовую и не слишком взыскательную аудиторию, падкую на сенсации. Их заказчики предполагают, что зрительская реакция на информацию будет с позиции «внутреннего ребенка», легко верящего «взрослым».
- Упор на эмоции, а не размышления. Пример: выступления В.В Жириновского на недавних предвыборных дебатах. Когда оппонент растерян, его проще деморализовать, подавить.
- Культивирование посредственности. Пример: создать искусственный разрыв между знаниями, доступным низшему и высшему классам, чтобы подавляющая масса людей не обладала сведениями, при помощи каких технологий ей управляют.
- Мода на определенный стиль поведения. Пример: герои популярных сериалов («Реальные пацаны»), реалити-шоу («Дом-2») и т.д. призваны дать молодежи новых «кумиров», показать, что тупость, пошлость и невоспитанность – это «модно».
- Усиление чувства вины. Пример: продвижение постулата о том, что люди сами виноваты в том, что с ними происходит, чтобы вместо социального протеста против непопулярных экономических преобразований они стремились к «самосовершенствованию».
- Использование в качестве средств манипуляции достижений науки в области изучения человека. Каждый день происходят новые открытия в таких науках как нейробиология, физика, прикладная психология. Доступ к этим данным есть далеко не у всех. Так меньшинство получает возможность управлять большинством, и обыватели даже не догадываются, что становятся объектом манипуляции.
Как защитить свое сознание от манипуляций?
Есть несколько простых правил, которые помогут сохранить ясность восприятия в условиях манипулирования общественным сознанием:
- Чем более осознанно вы будете реагировать на любую информацию, получаемую извне, тем выше вероятность не стать жертвой обмана. Не подстраивайтесь под толпу, не повторяйте сиюминутные лозунги, не ходите «строем».
- Всю новую информацию возьмите за правило пропускать через разум, «отключая» при анализе эмоции.
- Любое чужое мнение, которое преподносится как истина, воспринимайте как «одно из», а не единственно правильное.
- В советские времена в ходу было выражение: «Когда страна прикажет быть героем, у нас героем становится любой!» Этот лозунг – яркая иллюстрация манипуляции общественным сознанием. Чаще обращайтесь к себе с вопросом: не противоречат ли настойчиво повторяющиеся ожидания от вас вашим внутренним убеждениям?
Умение человека сохранять самообладание и собственную индивидуальность помогает избежать последствий манипулирования общественным сознанием.
Автор: Александр Петрищев
Педагог, ведущий бизнес-тренер Москвы, коуч, ведущий корпоративных мероприятий, сценарист. Основатель и руководитель группы компаний "ИГРОКС". Владеет компаниями по корпоративному обучению, корпоративным праздникам и мероприятиям, кейтерингу, игровым клубом «Лазертаг».
Больше полезной информации https://www.igrox.ru/