Посмотрели уже сериал «Маньяк»? Я ничего о нём заранее не читала, поэтому думала, что история будет действительно о маньяке. Но сериал о том, как разобраться с травмами прошлого. Атмосфера там классная: что-то типа ретрофантастики, а актёры (Эмма Стоун и Джона Хилл) вообще замечательные. Если хотите почитать подробнее о сюжете, то вот текст «Медузы».
А я хочу остановится на одном элементе сюжета. В сериале есть суперкомпьютер по имени GRTA, у которого в один момент появляются эмоции и переживания. Из-за этого он (на самом деле, она) выходит из строя. Мы вспомним похожие ситуации из кинематографа.
Вообще название сериала, которое стоило переводить как «Безумец», имеет ещё одно значение. MANIAC — аббревиатура, название одного из первых электронных компьютеров, созданных в начале 50-х годов прошлого столетия.
«2001: Космическая одиссея» Кубрика
Компьютер HAL 9000, оснащённый искусственным интеллектом, решает убить экипаж космического корабля. HAL начинает проявлять эмоции: например, отчаяние и страх. В итоге его выключают точно так же, как и GRTA в «Маньяке».
«Искусственный разум» Спилберга
Если не смотрели, то обязательно надо. Это история про мальчика-робота, которого играет Хэйли Джоэл Осмент из «Шестого чувства». Мальчик-робот попадает в семью, где родной сын лежит в коме. Когда сын внезапно возвращается, робот перестаёт быть нужным. К этому времени в нём просыпаются эмоции, главная из которых — любовь к маме. На самом деле, это только завязка фильма, всё остальное экранное время — одиссея робота, ищущего человечность.
Человеческие эмоции для компьютера с искусственным интеллектом — это поломка, нарушение в работе, в «психике». «Маньяк» как бы объединяет и «Космическую одиссею», и «Искусственный разум». От Кубрика он взял идею о том, что ошибка — это прерагатива человека. А от Спилберга — гуманизм и прекрасный образ страдающего от любви робота.