Найти тему

Дух природы Саха — Байанай

Не все знают, что якуты (самоназвание — саха) представляют самый восточный народ тюркоязычной группы, и одновременно с этим — этнос с анимистическим культом.

С незапамятных времен эти суровые широты подвергали людей экстремальным испытаниям. Никто теперь точно не скажет, в какой период якутский народ освоил эти снежные просторы, но уже тысячу лет назад здесь можно было встретить и стойбища, и занятых оленеводством местных жителей. Речь идет о Восточной Сибири, где вдоль течения Лены и ее притоков живет народ саха.

Якуты привязаны к местам своего традиционного проживания настолько, что не мыслят никакой иной формы бытия. Правда, в ходе активного освоения пространств Сибири, от таежных широт и до редколесья тундры, когда появились города и системы коммуникаций, некоторая часть жителей постепенно утратила привычные навыки — охота, рыболовство и пушной промысел теперь строго регламентированы, и этим занимается, в основном, население малых и удаленных от центра населенных пунктов.

Вопреки расхожему мнению, религиозные убеждения якутов вовсе не являются идолопоклонническими. В пантеоне божеств саха есть понятный всем верховный бог, единый и всевластный — Улу Тойон. Таким образом, саха-якуты являются единобожниками. Кстати, в произведении В. Короленко «Сон Макара» описывается сцена Высшего суда у Большого Тойона, что негласно соотносится с судом божьим в авраамических религиях. Но есть некоторые особенности у Тойона — ему помогают духи, аналоги ангелов в других религиях. И одним из главных духов в религии саха является хранитель природы и ее богатств — Бай Байанай.

Добрый и суровый, справедливый и беспощадный дядюшка Байанай может щедро одарить охотника и рыболова, а может покарать за жадность и неосторожный вред природе. В тайге и в тундре принято придерживаться ряда правил, главенствующее из которых — не изводить живность без цели пропитания или заработка. Нельзя также без обряда кормления реки или угощения леса отправляться на рыбалку или охоту. В случаях, когда охотнику долго не везло, считалось, что он прогневал Байаная, и ему приходилось приносить жертвы — из домашнего скота, из рыбы и добытого зверя, с непременным дополнением из домашнего мучного (блины, оладьи, хлеб).

Яутские охотники верят, что Байанай может сурово карать за подранков и промахи. Стреляя из ружья, каждый якутский охотник обязан поразить цель, ибо бесцельная пальба, создающая шум, или подранок, сумевший скрыться — верный признак грядущего наказания. Байанай может наслать на беспечного стрелка (особенно — в состоянии опьянения) медведя или лося, и не каждому повезет спастись. Возможно, отголоски такиху беждений и стали основной причиной фантастического мастерства снайперов из народов Севера, участвовавших в сражениях 1941-1945 годов.

Бай Байанай обычно представляется в форме старика, облаченного в роскошные меха таежного зверя. Еще он обладает сокровищами, которыми может щедро одарить людей, к которым проявит благосклонность. Кстати, изображать Байаная графически или в виде истуканов запрещено...

Если вам был интересен материал, нажимайте палец вверх и подписывайтесь на канал "Восточная сказка"!