Если кто-то считает, что шахматы - всего лишь игра, развлечение, трата свободного времени, - то он глубоко ошибается. Скорее - это образ мышления. Только в шахматах полностью справедлив олимпийский принцип: главное не победа, а участие. Ибо чемпионами становятся немногие, а призёрами - все, кто дорос в шахматном развитии примерно до уровня 1-го разряда.
Шахматы - увлечение многих, далеко не самых глупых людей. Следствие умственного развития, привычки мыслить логически и просчитывать ходы - рост профессиональный. Хорошие игроки становятся почти всегда руководителями производств, занимают командные должности в научных организациях, в бизнесе и на государственной службе.
Дома, на работе, во дворе в шахматы играют многие люди. Появление в клубе, участие в команде школы или университета, района или посёлка - этап более серьёзный. К окончанию школы я был уже чемпионом города, регулярно участвовал в блиц-турнирах и массовых соревнованиях городского и областного масштаба. Но первый раз я начал гордиться своими шахматными успехами не тогда, когда принёс первую грамоту или медаль чемпиона школы.
В 70-е годы в институты при поступлении сдавали экзамены. Я поступал в технический ВУЗ своего родного города. Хорошо сдать устную математику означало почти что поступление, - конкурс был приличный, именно на математике заваливались большинство неудачников.
Картина такая: большая аудитория, стол с экзаменационными билетами, дальше несколько столов, на которых по двое расположились принимающие экзамен преподаватели. Абитуриент регистрировался, брал билет и отходил в глубину аудитории, где стояли столы для подготовки.
Взял билет, сел, внимательно прочитал, убедился, что почти всё понимаю и только потом огляделся вокруг. И вдруг я начинаю осознавать, что знаком почти со всеми преподавателями, принимающими экзамены. Я здоровался с ними за руку, разговаривал, ходил курить, рассказывал анекдоты и смеялся их шуткам - в городском шахматном клубе. Я играл с ними в шахматы, многих побеждал - но никогда особо не интересовался их профессией, не пытался наладить каких-либо взаимоотношений. Потому что я был пацан, а они серьёзные взрослые люди,- и объединяла нас только любовь к шахматной игре.
Подойдя к преподавателям, а затем отвечая по билету, у меня хватило ума не подавать виду, что мы знакомы. Экзаменатор проверил листок с решением задачи, задал пару незначительных вопросов, и, не дослушав ответа, поставил отличную оценку.
Немного позже я понял, что был оценён не за математические способности, а за принадлежность к касте шахматистов: то есть в основе оценки лежали не знания, которые есть, - а склад ума, который настроен на решение задач любой сложности.
Шахматы на всём протяжении жизни приносили мне много вкусных плюшек.
Каждый отдельный случай достоин внимания, но я опишу их позже.