(2008, Франция)
Если у людей совпадают имена, их называют тёзками. Если фамилии - однофамильцами. А если фамилия одного совпадает с именем другого, как прикажете называть этих двоих? Я сейчас имею в виду французскую певицу Миррей Матьё и режиссёра этой картины, тоже француза Матьё Кассовица. Кем, любопытно, они приходятся друг другу и есть ли какое-то официальное определение для таких "именных" совпадений?
Впрочем, это так, отвлеченные мысли "ниачом". Гораздо уместнее было бы спросить о другом: с чего вдруг режиссер и сценарист Кассовиц (ещё он достаточно известный актёр, но не в данном случае), ранее не замеченный в пристрастии к боевой фантастике, антиутопиям и киберпанку, решил снять этот не слишком замысловатый боевик, вместо того, чтобы снимать вещи, которые выходят у него на порядок лучше - остросюжетные психологические драмы и триллеры?
Вопрос, конечно, интересный. Тем более, что прежний "психологический" Кассовиц в "Вавилоне Н.Э." тоже никуда не делся. И частенько даёт о себе знать, ставя перед главным героем, наёмником-проводником Туропом (Вин Дизель) внезапные моральные дилеммы и вынуждая его порой поступаться принципами. Что, естественно, пошло картине только в плюс, и назвать ее сюжет плоским нельзя при всём желании. Тем более, что маршрут, по которому Туроп ведёт своих клиенток через антиутопичный мир в Нью-Йорк, тоже крайне неординарный. Начиная свой путь от монастыря ... чуть не написал кармелиток... от монастыре секты ноэлитов, который находится... хм... в Киргизии, герои топают не на запад, а на восток. Но опять же не прямиком, а сделав огромный крюк с заходом э-э-э... в город Троицк Челябинской области, и лишь потом все они берут курс на Владивосток. Откуда на субмарине с беженцами доплывают до Канады. Ну а от её западного побережья до Нью-Йорка, как всем известно, буквально рукой подать - 4500 км. аккурат по прямой. Или всего лишь жалкие 8000 с учетом рельефа местности.
М-да... Мне одному кажется, что географию в школе Кассовиц стабильно прогуливал?
Зачем вообще крутыш Туроп бегает по земному шару столь витиеватым зигзагом, да еще в нагрузку с двумя лицами противоположного пола? О, даже не пытайте. История эта долгая и в целом интересная - тут Кассовиц-сценарист тоже постарался. Вот только понравится она лично вам или нет, зависит от того, какую из двух версий "Вавилона Н.Э." вы решитесь глянуть: американскую или европейскую. Потому что, снимая кино в содружестве с американцами, Матьё был ими же вероломно и подставлен. Эти обломщики не взяли в свой отечественный прокат оригинальную версию Кассовица, а сделали свою, вырезав из нее ряд религиозно-неполиткорректных сцен и слепив на коленке чисто голливудский финал. Короче говоря превратили и без того несложный боевик в совсем уж откровенную попсу.
К чему, однако, Кассовиц, который не только венгерский француз, но и таки немножко еврей, отнёсся типично по-еврейски: махнул на американцев рукой - да и пусть творят там у себя что хотят, - а в европейские кинотеатры запустил свой вариант ленты, более философский и мрачный. И, глядя на провал картины в Америке, понадеялся, что уж на Родине-то она компенсирует ему, Кассовицу, все финансовые и моральные убытки.
Впрочем, эта ставка тоже не выстрелила. "Поумневший" евровариант "Вавилона Н.Э." оказался ненужен и Европе. Хотя, как по-моему, проблема была вовсе не в том, что из него вырезали, а что нет. Просто, несмотря на хороших актеров и качество съемок, фильму все же порой недостает динамизма. Вдобавок заигрывание с религиозной тематикой, тем более в обличье киберпанка, массовому кинопотребителю давно наскучило и нынче совершенно неинтересно.
***
В общем, кино не без недостатков и пробуксовок, но всё-равно по-хорошему суровое, грязное и жестокое. Увы, но как ни тужился Вин Дизель, как ни зазывал он народ в кинотеатры со всех афиш и постеров, спасти "Вавилон Н.Э" в прокате не удалось даже ему. Да и Кассовиц после этой неудачи тоже понял красноречивый намёк фортуны и с тех пор за фантастику не брался. Как знать, возможно и напрасно, но хоть денег на ветер больше не выкидывал, и то ладно.