Найти тему
Concepture Club

Ressentiment под маской. Почему Бэтмен никого не убивает?

Мы привыкли считать Бэтмена самоотверженным борцом с преступностью, не знающим страха, упрека и усталости. Но так ли это? И что вообще им движет? Concepture дает ответ на вопрос с позиции философии Ницше. 

За свою долгую история развития, берущую начало в конце 40-х, любимый всеми «Темный Рыцарь» как образ претерпел множество изменений. Изначально Бэтмен был далеко не таким, как мы привыкли его видеть - мрачным, жёстким и бескомпромиссным борцом с преступностью, защитник Готэма скорее напоминал смесь Шерлока Холмса, Зорро и популярного тогда персонажа комиксов «Фантома». Эдакий детектив в трико и маске, лихо раскрывающий преступления и скачущий по крышам со своим «Ватсоном-Робином» (который у него появился не сразу).

С 60-ых и вплоть до выхода имеющей почти сакральный статус у фанатов серии комиксов «Бэтмен: Возращение Темного Рыцаря» 1986 года за авторством Фрэнка Миллера, Рыцарь Готэма продолжал оставаться «позитивным» и «ярким» персонажем (по современным меркам), тому способствовали сериал с Адамом Уэстом в главные роли (этот странный 1966…) и мода на пришельцев и sci-fi стилистику. А уже после выхода «Возвращения Темного рыцаря» (я о комиксе, не о фильме, ну это для тех, кто в комиксах ни бум-бум) и ряда кардинальных изменений во Вселенной DC (речь конечно же о «Кризисе на Бесконечных Землях» и возможности заново переписать биографии персонажей) наш герой стал приобретать знакомые мрачные и брутально-нуарные черты.

Конечно, и после памятной серии комиксов было много всяких, влиявших на образ Бэтмена, изменений деталей и подробностей, но ничего существенного уже не случалось, он продолжал оставаться все тем же могучим «Темным Рыцарем», как в сердцах фанатов, так и на деле (или точнее сказать – на комиксе?). Наверное, в плане исторической (со стороны истории персонажа) составляющей вопроса, который мы затрагиваем в статье, это все, что нам важно, и что может хоть как-то повлиять на наш «псевдофилософский» анализ, поэтому давайте уже к сути дела.

Ressentiment или мстительная природа раба

-2

Ressentiment на самом деле всего лишь слово из французского языка, означающее «мстительность» или «злобу» по отношению к врагу. Статус философского понятия Ressentiment приобрел благодаря Ницше, который использовал его, как центральный элемент своих философских рассуждений в работе «К генеалогии морали». Как уже понятно, Ressentiment – это основа любой рабской морали, в широком смысле – это мстительность.

«Мораль рабов с самого начала говорит Нет «внешнему», «иному», «несобственному»: это Нет и оказывается ее творческим деянием. Этот поворот оценивающего взгляда — это необходимое обращение вовне, вместо обращения к самому себе — как раз и принадлежит к ressentiment: мораль рабов всегда нуждается для своего возникновения прежде всего в противостоящем и внешнем мире»

Все мы помним почему Брюс Уэйн решает стать Бэтменом: его родителей убивает грабитель, нанося тем самым ребенку психологическую травму, затем Брюс в возрасте 14 лет покидает Готэм и странствует по миру, учиться различным практикам, чтобы позже вернуться и стать мстителем, избавив город от преступности.

А теперь соотнесем этот биографический факт с философским измышлениями Ницше по поводу морали рабов. Брюс Уэйн явно руководствуется не внутренней потребностью в избавлении Готэма от преступности, а внешней причиной, породившей желание мстить – смертью родителей. То есть вся деятельность Бэтмена сводится к противостоянию с внешними условиями, в каждом своем «подвиге» он возвращается к опыту бессильного переживания утраты. Иначе говоря, Брюс всегда остается рабом единственного события в своей жизни, пробудившего в нем ressentiment.

Следующий момент, который нам стоит рассмотреть – это методы Бэтмена. Он жесток и смертельно опасен, преступники бояться его и стараются с ним не сталкиваться, но что еще важнее – Бэтмен никого не убивает, калечит – да, ранит – да, даже может отправить в кому, но убить – никогда (мы сейчас рассматриваем не кроссоверы и ответвления, а каноничный образ)...

Полную версию статьи читайте на сайте concepture.club

Автор текста Ефрем Таскин