Найти тему
Круг Интеллектуала

Кого на самом деле победил святой Георгий?

Образ святого воина Георгия украшает московский герб. Георгий — не единственный драконоборец древности; многие из них почитались как святые и известны как исторические личности. Хотя мы и осознаем, что это все — былинные герои кудрявых зарослей истории, трудно не задаться глупым вопросом — почему так чтится война с драконами, которых — ну правда же — не существует???! Зачем помещать на герб сказочного героя? Так и до Дон Кихота с мельницами недалеко, и до Ивана-дурака.

Сказка — ложь, да в ней намек.

Сказания о святых драконоборцах появляются в первые века нашей эры. В раннее средневековье вообще тема борьбы со змеем или с драконом становится популярной. Кроме Георгия, святую Маргариту (с драконом на поводке). О святой Маргарите «Арзамас» сообщает следующее:

«Святая Маргарита (в православной традиции Марина) Антиохийская — самая безжалостная победительница бесов и драконов в средневековой культуре. По житию, она родилась в конце III века н. э. в Антиохии (сегодня это территория современной Турции). Как христианку, ее бросили в темницу. Там к ней явился огромный чудовищный дракон, обвитый мелкими змеями. Он бросился на девушку и проглотил ее. Однако Маргарита перекрестилась, и тогда утроба змея разорвалась, он умер, а она вышла на свободу. После этого перед ней возник бес, и Маргарита жестоко избила его, вырвав ему полбороды, ус и выбив глаз. На европейских миниатюрах святая изображается рядом с побежденным змеем. То, что она побывала в его желудке, заметно по одежде: подол длинного платья виден в пасти монстра».

-2

Все дело в том, что змей – это раннесредневековый образ язычества, и драконоборцы – это христианские проповедники первых веков, которые боролись с язычеством. Средневековье – это время символизма; дословного толкования фигур речи. Дракон — образ язычества. Поэтому победителя язычества (змия) — изображали «дословно».

Ирландский миссионер по имени Патрик (впоследствии ставший святым) славился тем, что истребил всех на свете змей.

Для Англии это особенно важная тема. История, как мы уже сказали, восходит к распространению христианства в Европе. В это время религия Христа распространялась вокруг Римской империи. Например, она проникла к самому древнему народу Великобритании — кельтам. А в 407 году римские легионы ушли из Британии (Британией она звалась потому, что здесь жили бритты, которые позже переселились на материк и назвали своим именем еще одно место — область Франции Бретань). После ухода римлян весь архипелаг заняли кельтские вожди. На кельтов периодически набегали пикты и скотты (помните героев бессмертной баллады «Вересковый мед»?). И чтобы защищаться от них, кельты брали на вооружение пришлых германских наёмников: ютов, англов и саксов. У наемников одна проблема — отсутствие патриотизма. Они бунтовали и требовали повышения жалования, а потом — не получив желаемого — начали захватывать земли и обращаться против первоначальных союзников. Юты захватили область Кент, а англы и саксы поспешили последовать их примеру. В отличие от местного ирландского населения, они были язычниками. Они разграбляли города, храмы и обращали местное население в бегство. Пришлые воины обращали местное население в рабов или просто убивали. Собственно, спасаясь от них, бритты и переселились на материк. Некий кельтский предводитель Амвросий Аврелиан умудрился дать германцам отпор и вошел в историю под именем Артура. Сказания о нём и о рыцарях круглого стола стали излюбленной темой средневековой Англии. Однако, после его смерти у бриттов не было достойных предводителей, и германцы – англы и саксы – всё ж завершили своё дело. Они захватили Британию, основав на архипелаге к началу 7 века 7 языческих королевств. В северной и центральной части острова были английские королевства: Нортумбрия, Мерсия и Восточная Англия. На юге три королевства принадлежали саксам: Уэссекс, Сассекс и Эссекс. Седьмым был Кент под властью ютов. Все племена постепенно слились в один народ, который назвали англосаксами. Они были язычниками.

-3

Им противостояли в первую очередь — кельтские миссионеры. В ирландских монастырях переписывались книги. Противостоянию дикости языческих «варваров» и кельтских монастырей посвящен известный многим мультфильм «Тайна аббатства Келлс». Скоро на подмогу ирландцам придут римские монахи, которых пошлет туда папа Григорий Великий. Он был очень умным организатором, и успешным. С ним связано создание григорианского хорала. Григорий очень много работал над усилением влияния церкви и её обогащением. И он был порядочным хитрецом. Когда он узнал, что константинопольский патриарх повелел себя называть «вселенским патриархом», то сам он попросил называть его «рабом рабов Божьих» - для демонстрации своего смирения. Однако, многое понимаешь о его собственном смирении, когда узнаешь о том, что он первый из римских пап потребовал подчинения от светской власти себе, епископу города Рима. Ведь римский папа принял епископат через апостола Петра от самого Иисуса Христа! Посланники папы Григория образовались в Англии в местечках Кентербери и Йорк, и даже смогли потеснить ирландскую церковь.

Папа Георгий I
Папа Георгий I

М. Бойцов: «Англосаксы оказались восприимчивы к знаниям. Имя одного из англосаксонских монахов — Беды Достопочтенного (672—735) — в числе самых знаменитых ученых европейского средневековья. Благодаря своей обширной «Церковной истории англов» он считается первым английским историком. Ему принадлежит также множество сочинений по богословию, медицине, астрономии, арифметике, грамматике, философии. Именно Беде, авторитетности его трудов мы обязаны тем, что ведем счет лет «от Рождества Христова». Беда поддержал мнение одного монаха VI в., вычислившего, что Иисус якобы родился в 753 г. после основания Рима. Именно от этой даты мы до сих пор и отсчитываем: первый год нашей эры, десятый век нашей эры, двухтысячный год…»

Ещё больше интересных историй - на занятиях нашей Исторической мастерской. Запись на курс для ребят 5-7 классов на сайте http://krugspace.ru/histmast