Найти тему
Медиастанция

Престижно ли быть журналистом?

Олег Жданов - журналист, писатель, создатель авторской методики написания художественных текстов
Олег Жданов - журналист, писатель, создатель авторской методики написания художественных текстов

Журналист журналисту, конечно, рознь. Потому неудивительно, что в некоторых случаях журналисту выражают почет и уважение, а в других – гонят его поганой метлой. Так неужели быть журналистом в наши дни уже не престижно и не модно? 

Вместо предисловия…

На «днях открытых дверей» московские вузы увлеченно рассказывают о профессии журналиста как об одной из престижных в ассортименте своих факультетов. Это маркетинг. Профессия считается престижной уже более ста лет, шаблон непоколебим, а родители продолжают финансировать собственные и детские амбиции, опираясь на шаблоны из прошлого. Давайте попробуем чуть более цинично (читайте – объективно) подойти к ситуации с престижем и самим уровнем образования в этой профессии.

Давно…

До 1917 года российская журналистика была близка лишь малой части общества. У большинства населения нашей державы, а она была крестьянской – времени и возможности читать газеты не было. Журналистика была для «верхов», от дворянства и купечества до мелких чиновников. Криминальная хроника от Владимира Гиляровского, литературная критика высочайшего уровня, философские сентенции всех мастей в окружении рекламных объявлений – вот как это было. Именно тогда родилось понимание, что журналистика – это престижная профессия, обслуживающая интересы высших слоев общества. Однако в те годы журналист не мог не уметь создавать литературные тексты. В те времена гордо звучало: «публицист».

Позавчера…

После революции все стало иначе. Журналист советских времен много знал, много путешествовал (что для рядового строителя коммунизма было почти невозможно), очень неплохо зарабатывал и мог перейти к другим престижным фазам существования: преподаванию и писательству. Кроме того, квартира, дача и санаторий от профсоюза и любимой партии были частью престижа профессии. Стало важно писать не столько литературно, сколько идеологически верно, но для всех. «Правду» – читали все.

Вчера…

Потом случилась перестройка и информационный голод стал столь очевиден, что журналисты стали богами. Теле- радиоведущий были действительными властителями дум и душ. Рейтинги приравняли к гонорарам, и те стали огромными. А вот дальше случилось очевидное, но неожиданное. Человеческая гордыня, которая живет в нас независимо от профессии, погубила очень много светлых умов. Довольно многие журналисты 90-х, продолжая коррелировать гонорары с уровнем своей значимости, – просто «продались» медиамагнатам, отчасти потеряв сначала лицо, а потом и рейтинги. В те годы тексты были разными: от очень глубоких до бредовых, но «звездами» могли быть при этом авторы любого уровня.

И вот теперь, во втором десятилетии нового века, вузы активно собирают деньги, чтобы научить журналистике, но какой?

Сегодня…

Во-первых, сильно изменилось общество и государство. Дефицита информации нет: сотни телеканалов, радиостанций и сайтов, не считая газет и газетенок, пичкают свою аудиторию всем, чем только можно, чтобы рекламодатель выбрал именно их. Средств массовой информации (СМИ) – больше нет. Есть медиабизнес, а это не журналистика, а часть шоу-бизнеса. Появились непопулярные темы, черные списки и как минимум внутренняя цензура в самих изданиях, которая лишила журналиста свободы слова.

Во-вторых, произошло жесткое разделение аудиторий: народ смотрит ток-шоу – новые элиты читают элитарные сайты. Кого журналистика обслуживает при таком раскладе? На ток-шоу дарит эмоции миллионам, а на сайтах скачет за большой гонорар в угоду людям, способом образования капитала которых в 90-е годы лучше не интересоваться. Та самая правда, своевременная информация и помощь населению в противостоянии власти – эти ценности сохранились лишь у немногих журналистов и изданий. А кроме того, журналистика перестала быть повсеместно высокооплачиваемой профессией. Сегодня журналист без звездного ореола получает зарплату на уровне обычного городского клерка или менеджера.

Свой удар по профессиональной журналистике нанесли социальные сети. Сегодня пишут все, контент создают все, подписчиков у многих интернет-блогеров с нулевым интеллектуальным содержанием ресурса в разы больше, чем у СМИ с концепцией. Так зачем учиться в вузе?

Подведем промежуточный итог: свобода слова – иллюзорна (причем из-за перестраховки редактора, а не из-за давления власти), масштабного престижа нет, зарплата средняя, профессиональные навыки размываются ежедневно, а в командировки ездят все реже, ведь проще связаться по скайпу с региональным журналистом или ньюсмейкером, чем оплачивать дорогу и проживание.

Как учат?

А теперь обратимся к тому, как сегодня журналистике учат. В качестве «морковки», конечно, указывают на славу и престиж журналистов 90-х, якобы продолжателей традиции журналистов-писателей-публицистов дореволюционного периода. Чистое лукавство, но как маркетинговый ход работает отлично.

Колоссальную роль в образовании имеют эффективный учебный план и личности преподавателей. Вот тут начинаются серьезные проблемы. Министерство образования страшно далеко от народа и действительности. В учебных планах существует приоритет филологии, и положительный студент факультета будет много читать, вот только что́ читать? Ну невозможно научиться современной журналистике по Достоевскому, Куприну и Герцену. Зачастую приобретение практических знаний и навыков профессии «журналист» отсутствует в учебном плане не только первого курса, но и всех последующих. Как итог – выпускники без особой самостоятельной активности не умеют писать тексты и не знают, как устроена современная журналистика.

Кто должен преподавать журналистику? В этой профессии давно нет теории. Есть технологии и практика. Но практики заняты практикой, а не работой с подрастающими поколениями. В результате преподают в вузах, хорошие, добрые, бесконечно устаревшие и далекие от реалий уважаемые люди. Может ли доктор филологии научить писать острый и емкий текст для сайта? Очень сомневаюсь. Обладая многолетним личным опытом работы на факультетах журналистики и рекламы, с прискорбием сообщаю: владеть словом среди выпускников могут лишь те, кто имел яркий талант к этому и до поступления. Значит, результат преподавания журналистики лишь общегуманитарный – и провальный.

Мир движется к информационной интеграции, а значит, знание иностранного языка для журналиста – не вопрос престижа, а сам собой разумеющийся профессиональный навык. Из учебного плана это не следует. Он еще в «совке», когда международником без папы или контракта с конторой было не стать. Крайне мало изучаются иностранная литература и современные международные СМИ. Конечно, были и в СССР прекрасные журналисты, и у них есть чему поучиться, но пропорция знаний должна быть направлена вперед, а не назад. В буклетах вузов часто встречаются известные имена, но реально они могут прочесть два-три мастер-класса в год, что не является системным образованием, а лишь вдохновляет студентов учиться, а родителей платить.

Грустный выпускник…

Итак, среднестатистический выпускник журфака не умеет писать, снимать, готовить эфир и является профессиональным полуфабрикатом, который нуждается в серьезной «обкатке» еще в течение трех – пяти лет. Не дорого ли было уплачено за результат такого уровня? В постсоветское время институт не гарантирует трудоустройство, а значит, выпускник оказывается в ситуации «как повезет». Читая биографии многих известных писателей и журналистов, я не раз натыкался на словосочетание: «системного образования не получил». Тогда речь шла о неполученном биноме образование – диплом. Сегодня диплом образования не гарантирует, тем более системного.

Что делать?

Если юноша или девушка в старших классах школы проявляет таланты к созданию текстов, а именно это по-прежнему главное в журналистике любого жанра, включая телевидение и радио, стоит приложить усилия к получению навыков в различных коммерческих школах литературного мастерства. Сегодня их немало. Следующий шаг – организация практики или работы (возможно, бесплатной, ибо опыт важнее). Создание текстов для сайтов, собственный блог, редактура странички компании в социальных сетях. Вариантов сегодня множество. Совмещая посещение мастер-классов и литературной мастерской с практикой можно добиться большого, чем за два года в вузе, а в некоторых и за все семестры, вместе взятые. Поступая на журфак, нужно работать с первого дня. Не ради карманных денег, что, разумеется, тоже важно, а именно для регулярных навыков. Профессионалы не рождаются из абстрактных лекций, тем журналистика и отличается от теоретической физики.

Капля меда в бочке дегтя…

Отвечая на вопрос: «престижна ли сегодня профессия журналиста?» – могу сказать следующее. Престижной профессией она быть перестала, престиж сохранился лишь в области профессионального успеха, а это равно для многих профессий. Важно другое. Информационные технологии требуют огромного количества контента: текстового, визуального, аудиформатов и т. д. Журналисты как создатели разнообразного контента от политики до науки – это очень перспективная и востребованная профессия с очень высокой степенью конкуренции. Готовы вернуть журналистике хороший язык и былой престиж? Приступайте немедленно.