Плюсы и минусы этих приспособлений.
Многие начинающие художники или люди, для которых рисование — это хобби, теряются перед выбором, что купить: мольберт, и какой, или этюдник. Первое, что я бы им посоветовала — если работаешь акварелью, то для начала можно и обычной дощечкой обойтись или любым планшетом для рисования, на который крепится бумага. Одну часть доски ставишь себе на колени, другая опирается на стул или стол. На том же столе можно и натюрморт поставить. Если размеры работ уже превышают формат А3, или вы будете работать маслом, а может вы захотите попробовать свои силы на пленэре, тогда стоит приобрести мольберт или этюдник.
Плюсы мольберта:
1) Комфорт. Можно близко подойти к работе. Нижний ящик этюдника в открытом состоянии лишает такой возможности. Особенно это актуально при работе маслом.
2) Больший формат работ. Даже на самый небольшой напольный мольберт вы сможете поставить гораздо больший формат работы, чем на этюдник. И это будет удобнее и более устойчиво.
3) Высота. На мольберте можно установить работу повыше, чем на этюднике, это удобно, когда работаешь стоя. Но здесь все зависит от размера мольберта.
4) Вес. Есть очень легкие и удобные в переноске мольберты-треноги из алюминия. Продаются они вместе с сумкой.
Минусы мольберта:
1) Сложно пользоваться вне мастерской. Если мольберт деревянный (даже так называемая тренога), он неудобен в переноске из-за своего веса и размера. А если мольберт алюминиевый, то его сносит ветром (это касается, конечно, только работы на пленэре).
2) Нет возможности хранения художественных принадлежностей. В мольберт краски не положишь, придется брать дополнительную сумку. И поставить краски на мольберте тоже некуда.
3) Нет места для этюда. Работу придется нести в руках или, если она на бумаге, то в папке.
Плюсы этюдника:
1) Очень удобен в переноске, хотя имеет не такой уж маленький вес.
2) Есть место для этюда. Есть куда положить маленький этюд.
3) Есть место для красок и кистей, при переноске и во время работы, а значит не нужны лишние сумки.
4) Можно поставить работу так низко, как вам удобно. Ножки регулируются по высоте. Можно и вовсе их не выставлять, пишите, хоть сидя на полу.
Минусы этюдника:
1) Вес. В сравнении с самыми легкими треногами, он тяжелее.
2) Небольшие неудобства в работе. Иногда к работе приходится нагибаться из-за нижнего ящика, который выдвинут вперед, от этого устаешь. Это актуально для масляных работ, которые на коленки не положишь.
3) Относительно небольшой формат работ. Работы действительно больших размеров установить на этюдник проблематично. И получится очень неустойчивая конструкция.
Как вы видите везде есть свои плюсы и минусы. Для пленэра — безусловно удобен этюдник. Для работы в мастерской или студии — мольберт.
Ну а кто может позволить себе иметь два этих приспособления, это просто замечательно!