На свете существует всего семь базовых эмоций: радость, печаль, гнев, удивление, отвращение, презрение, страх, остальные – и их более ста – производные и смешанные от основных семи. Полноценная жизнь требует от нас умения не только испытывать эмоции, но и выражать их, понимать, узнавать и уметь регулировать.
Дети рождаются уже будучи подготовленными к общению, поскольку способность к проявлению эмоций формируется ещё в утробе матери. До одного года мы выражаем своё состояние с помощью плача или улыбки. А вот ответная улыбка - на внимание взрослого - появляется через три-четыре недели после рождения. Воспроизводя эмоции в процессе общения, человек учится, однако, пока это только имитация. Правила проявления эмоций ребенок начинает понимать на втором году жизни, перенимания их у родителей.
Осознавание причин и последствий эмоции, причём не только простых, но и комбинированных, происходит в возрасте от двух до пяти лет. В этом возрасте у детей появляется эмоциональная реакция на удовлетворение или неудовлетворение социальных потребностей. Например, чувство гордости, вины или зависти. К школьному возрасту эмоции становятся более устойчивыми, дети вырабатывают стандартные способы реагирования на разные события, что не просто упрощает жизнь для них, но и помогает понимать поведение других и предсказывать его.
С наступлением младшего школьного возраста ребенок уже может осознанно строить отношения с окружающими. Развиваются способности к рефлексии, понимание собственных эмоций, и появляется возможность объяснить их. При этом приходит понимание, что к одному и тому же человеку можно испытывать разные чувства.
В подростковом возрасте эмоции становятся нестабильными, и настроение может резко изменяться из крайности в крайность. При этом сами подростки осознают противоречивость своих эмоций и сильно сосредоточены на них, и к ним добавляются личные принципы и моральные ценности. Не зря этот период в жизни человека считается одним из самых сложных. В это время ребенок особенно нуждается в понимающих родителях, ведь это важный фактор его становления как психически здорового взрослого человека и успешного прохождения жизненного пути.