Неизвестная страница советского танкостроения. Главными особенностями танка были:
- экипаж состоящий из двух человек – командира-стрелка и механика-водителя. Сокращение экипажа до двух человек и размещение их в компактной, хорошо защищенной капсуле. В зависимости от конкретной компоновки это дает экономию объема до 1,2 м3.
- применение гидропневматической подвески. Помимо решения основной задачи - повышение средних скоростей за счет улучшения показателя плавности хода она дает возможность управлять клиренсом танка, что повышает проходимость и живучесть в бою. Кроме того, управляемая гидропневматическая подвеска за счет изменения дифферента машины позволяет увеличить углы наведения пушки в вертикальной плоскости.
- Создание специальной бронированной заправочно-загрузочная машина (БЗЗМ), способной сопровождать танк в одной с ним колонне, преодолевать естественные и искусственные препятствия, проходить зараженные участки местности, функционировать в условиях применения ядерного оружия.
Описание компоновки
Сокращение экипажа до двух человек и размещение их в компактной, хорошо защищенной капсуле с автоматизацией функций выполняемых танкистами. Принципиальная возможность управления стрельбой и движением двумя операторами не вызывает сомнений. Рабочие места оснащались аналогичным набором приборов и средств управления танком что обеспечивало полное дублирование функций членами экипажа. Каждое рабочее место комплектовались 2 мониторами, унифицированным пультом управления огнем и движением. Начиная с 2 варианта компоновки ставка делалась на применение перспективных решений по обеспечению обзорности и передаче информации – свето-волоконных связей, БЦВМ, телекамер.
Управление движением предполагалось осуществлять при помощи телевизионной стереоскопической телевизионной системы вождения (СТВ) установленной в носовой части корпуса. Для вождения задним ходом телевизионная камера также размещалась на кормовой части корпуса. Движение назад со скоростью до 30 км/ч позволяет существенно повысить маневренность и живучесть, исключив обстрел кормовой части танка на поле боя. Статический обзор осуществлялся при помощи 8 дневных приборов с свето-волоконной связью. Система обеспечивала обзор 360° для каждого из танкистов без перекрытия обзора установленными на башне элементами архитектуры изделия (отсутствовали непросматриваемые зоны). Установка таких приборов также исключило ослабление броневой и радиационной защиты, вызванное вырезами в крыше, необходимыми для установки перископических приборов.
Дополнительно телевизионную камеру предполагалось установить на воздухопитающей трубе (ОПВТ), что значительно упрощает подводное вождение. Применение камеры предполагалось и при движении в колонне, когда видимость резко падает от пыли впереди идущих машин. Кроме того, забор воздуха для двигателя через воздухопитающую трубу из верхних, менее запыленных слоев, может увеличить ресурс двигателя. Подъем воздухопитающей трубы на «490»-м не требовал выхода экипажа из танка и мог осуществляться автоматически.
Важное внимание при создании «Объекта 490» уделялось плотности компоновки (отказ от прокладки торсионов над днищем танка, оптимизация формы и габаритных размеров аппаратуры размещаемой в танке), сокращению массогабаритных характеристик и повышения живучести танка. Предполагалась без роста массы (Вариант 1 и 2 – 41 500 кг) и габаритов создать танк с значительным ростом боевых качеств.
Исключительно ростом габаритов и массы брони этого достичь невозможно. Поэтому наряду с применением новейших разработок в области пассивного бронирования и комплексов активной защиты (КАЗ) в состав схемы защиты танка включены носовые топливные баки, что позволяет пожертвовать второстепенными показателями (часть горючего) ради реализации важнейших – выживание экипажа и сохранение подвижности танка.
Не решенными оставались ряд вопросов, связанных с техническим обслуживанием машины с сокращенным до двух человек экипажем, вопросу управлением подразделением командиром-стрелком в случае командирского танка.
Подробнее -