Найти тему

Объект 490 «Тополь»

Неизвестная страница советского танкостроения. Главными особенностями танка были:
- экипаж состоящий из двух человек – командира-стрелка и механика-водителя. Сокращение экипажа до двух человек и размещение их в компактной, хорошо защищенной капсуле. В зависимости от конкретной компоновки это дает экономию объема до 1,2 м3.
- применение гидропневматической подвески. Поми­мо решения основной задачи - повышение средних скоростей за счет улучшения показателя плавности хода она дает возможность управлять клиренсом танка, что повышает проходимость и живучесть в бою. Кроме того, управляемая гидропневматическая подвеска за счет изменения дифферента машины позволяет увеличить углы наведения пушки в вертикальной плоскости.
- Создание специальной бронированной заправочно-загрузочная машина (БЗЗМ), способной сопровождать танк в одной с ним ко­лонне, преодолевать естественные и искусственные препятствия, проходить зараженные участки местности, функционировать в условиях применения ядерного оружия.

Морозов Евгений Александрович. Зам. Главного конструктора ХКБМ, начальник отдела перспективного проектирования.
Морозов Евгений Александрович. Зам. Главного конструктора ХКБМ, начальник отдела перспективного проектирования.

Описание компоновки

Сокращение экипажа до двух человек и размещение их в компактной, хорошо защищенной капсуле с автоматизацией функций выполняемых танкистами. Принципиальная возможность управления стрельбой и движением двумя операторами не вызывает сом­нений. Рабочие места оснащались аналогичным набором приборов и средств управления танком что обеспечивало полное дублирование функций членами экипажа. Каждое рабочее место комплектовались 2 мониторами, унифицированным пультом управления огнем и движением. Начиная с 2 варианта компоновки ставка делалась на применение перспективных решений по обеспечению обзорности и передаче информации – свето-волоконных связей, БЦВМ, телекамер.

Управление движением предполагалось осуществлять при помощи телевизионной стереоскопической телевизионной системы вождения (СТВ) установленной в носовой части корпуса. Для вождения задним ходом телевизионная камера также размещалась на кормовой части корпуса. Движение назад со скоростью до 30 км/ч позволяет существенно повысить маневрен­ность и живучесть, исключив обстрел кормовой час­ти танка на поле боя. Статический обзор осуществлялся при помощи 8 дневных приборов с свето-волоконной связью. Система обеспечивала обзор 360° для каждого из танкистов без перекрытия обзора установленными на башне элементами архитектуры изделия (отсутствовали непросматриваемые зоны). Установка таких приборов также исключило ослабление броневой и радиационной защиты, вызванное вырезами в крыше, необходимыми для установки перископических приборов.

Дополнительно телевизионную камеру предполагалось установить на воздухопитающей трубе (ОПВТ), что значительно упрощает подводное вождение. Применение камеры предполагалось и при движении в колонне, когда види­мость резко падает от пыли впереди идущих ма­шин. Кроме того, забор воздуха для двигателя че­рез воздухопитающую трубу из верхних, менее запыленных слоев, может увеличить ресурс двигателя. Подъем воздухопитающей трубы на «490»-м не требовал выхода экипажа из танка и мог осуществляться автоматически.

Телевизионная камера на левой (по ходу танка) надгусеничной полке. 
Воздухопитающая труба ОПВТ с телевизионной камерой размещена за башней танка, что не только упрощает подводное вождение, но и позволяет осуществлять движение в колонне и наблюдение за целями скрытыми складками местности.
Телевизионная камера на левой (по ходу танка) надгусеничной полке. Воздухопитающая труба ОПВТ с телевизионной камерой размещена за башней танка, что не только упрощает подводное вождение, но и позволяет осуществлять движение в колонне и наблюдение за целями скрытыми складками местности.

Важное внимание при создании «Объекта 490» уделялось плотности компоновки (отказ  от прокладки торсионов над днищем танка, оптимизация формы и габаритных размеров аппаратуры размещаемой в танке), сокращению массогабаритных характеристик и повышения живучести танка. Предполагалась без роста массы (Вариант 1 и 2 – 41 500 кг) и габаритов создать танк с значительным ростом боевых качеств.  

Исключительно ростом габаритов и массы брони этого достичь невозможно. Поэтому наряду с применением новейших разработок в области пассивного бронирования и комплексов активной защиты (КАЗ) в состав схемы защиты танка включены носовые топливные баки, что позволяет пожертвовать второстепенными показателями (часть горючего) ради реализации важнейших – выживание экипажа и сохранение подвижности танка.

Не решенными оставались ряд вопросов, связанных с техническим обслуживанием ма­шины с сокращенным до двух человек экипажем, вопросу управлением подразделением командиром-стрелком в случае командирского танка.

Необходимо обратить особое внимание на габаритные размеры танка и в первую очередь на его высоту, которая могла изменяться благодаря гидропневматической подвеске. Влияние высоты достаточно хорошо известно. С одной стороны, это вероятность обнаружения и первого выстрела в дуэльном бою, а с другой - наиболь­ший вклад в массу танка. По данным ВАБТВ им. Р. Я. Малиновского, снижение высоты танка с 2 400 до 1600 мм при скорости движения около 40 км/ч уменьшает вероятность его поражения в два раза. В то же время прирост массы за счет каждого миллиметра высоты танка с современным уровнем бронирования составляет 15-20 кг, а масса 1 мм длины – 2-3 кг. 
Длина танка по корпусу – 6790 мм.
Необходимо обратить особое внимание на габаритные размеры танка и в первую очередь на его высоту, которая могла изменяться благодаря гидропневматической подвеске. Влияние высоты достаточно хорошо известно. С одной стороны, это вероятность обнаружения и первого выстрела в дуэльном бою, а с другой - наиболь­ший вклад в массу танка. По данным ВАБТВ им. Р. Я. Малиновского, снижение высоты танка с 2 400 до 1600 мм при скорости движения около 40 км/ч уменьшает вероятность его поражения в два раза. В то же время прирост массы за счет каждого миллиметра высоты танка с современным уровнем бронирования составляет 15-20 кг, а масса 1 мм длины – 2-3 кг. Длина танка по корпусу – 6790 мм.

Подробнее -

http://btvt.info/2futureprojects/490.htm