Буксир Росрыболовства «Мурманрыба» отправился в очередной дежурство в Баренцево море. Морские спасатели сменили своих коллег на «Атрии», которые за 2,5 месяца выполнили три крупных операции. Специалисты констатируют. Количество ЧП в море растет. Обстановка становится тревожнее.
«Атрия» подходит к родному причалу с флагами расцвечивания. За время дежурства три успешные спасательные операции. Две - в открытом море. Крупнотоннажное судно «Грумант» потеряло ход. Буксировать его должны крупные буксиры. Но, справились блестяще.
Практически сразу «Атрия» получила еще один сигнал. От рыболовного судна «Крым». Из района Новой Земли, где шел промысел его провели в порт.
Рушан Гафуров, капитан спасательного буксира «Атрия»: «Погодные условия были — ветер. А так, как бы сложного ничего не было».
Как только пришвартовалась «Атрия» - готовится уйти «Мурманрыба». Обычно буксиры меняют друг друга на выходе из залива. У причала встречаются крайне редко.
Капитан «Мурманрыбы» Руслан Делевин не говорит - сколько продлится рейс - примета плохая. Несколько месяцев предстоит нести дежурство в районе острова Кильдин и Ура-губы. А там - откуда поступит сигнал. Время наступает опасное. Полярная ночь и зимние шторма.
Руслан Делевин, капитан спасательного буксира «Мурманрыба»: «Бывает, людей теряют. Приходится поисками заниматься. Но, в основном, это, конечно, намотки на винт и отказы двигателей».
За последнее время к списку ЧП прибавились пожары. На «Мурманрыбе» учения проходят - а вот на судах практически не проводят. С начала года в Северо-Западном бассейне погибли 10 моряков. Три - на мурманских судах. И подводит не техника.
Василий Воробьев, заместитель начальника ФГБУ «Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ Росрыболовства»: «Человеческий фактор, связанный, в первую очередь, с ухудшением подготовки плавсостава к борьбе за живучесть судна. К борьбе с пожаром. Ухудшение знаний в области техники безопасности. И пожарной безопасности».
В советские годы перед рейсом тренировки проводились на специальных судах - тренажерах. Сегодня их нет. Пущены на иголки. Опытные моряки уходят с флота - возраст. Молодые, как правило, подготовлены недостаточно. При подтверждении дипломов они проходят занятия в учебном центре. Но этого мало. Нужно отрабатывать действия всего экипажа.
Спасатель «Стахановец» уже лет 12 стоит у этих причалов. Поскольку судно импортной постройки, ремонтировать его дорого и не имеет смысла. Зато, как говорят специалисты, оно могло бы стать отличным тренажером, на котором тренировались бы экипажи перед выходом в море.
Чтобы перевести «Стахановец» в статус учебного нужно распоряжение Росрыболовства и деньги для перестройки внутри. Поддержку может оказать Союз рыбопромышленников Севера. На 10 октября там намечено специальное заседание. Если не принять меры - статистика ЧП в море будет дальше ползти вверх.
Светлана Деменева.
Видеосюжет смотрите на сайте ГТРК «Мурман».