Бойкая, своенравная и в чем–то даже эксцентричная, Александра Завьялова была настоящей звездой советского кинематографа.
Ее взлет был стремительным благодаря бесспорному актерскому таланту, но и падение оказалось не менее скоропалительным. Однако зрителям она запомнилась по тем немногим ярким ролям, которые успела сыграть в кино.
Родилась Александра Завьялова в небольшом селе Тамбовской области. Семья была крестьянской, поэтому воспитанием девочки особо никто не занимался.
Она росла настоящим мальчишкой в юбке и слыла местной хулиганкой. Могла прогулять школьные уроки и надерзить учителям, но очень ответственно относилась к репетициям в драматическом кружке при местном клубе.
Начало творческой карьеры
Мало кто верил, что эта девочка сможет стать актрисой, однако Александра настояла на своем и после школы уехала в Ленинград, где поступила в театральный институт.
Студенческие год пролетели незаметно, девушка получила распределение в Брест и была счастлива, что ее судьба сложилась именно так. Она видела себя исключительно театральной актрисой и долго отвергала предложения о съемках в кино.
Настойчивее всех оказался режиссер Александр Зархи, который все же сумел уговорить девушку принять участие в съемках фильма «Люди на мосту».
Роль была одной из главных, и актриса справилась с нею блестяще. С тех пор она оставила сцену и мечтала только о кинематографе. Ролей действительно было поначалу очень много, и каждая из них оказалась для актрисы знаковой.
Однако популярность Александре Завьяловой принесла работа над фильмом «Тени исчезают в полдень». Ее героиня была возрастной: сперва нужно было перевоплотиться в 17-летнюю девушку, а затем в старую монахиню.
Но и с этой задачей актриса справилась безупречно. Закрепил успех фильм «Фро», для работы в котором актрисе пришлось стать блондинкой. Однако именно эта роль стоила Завьяловой семьи.
Трудности личной жизни
Она вышла замуж в 1963 году. Ее избранником стал начинающий художник Дмитрий Бучкин, через год в семье родилась дочь Татьяна.
Однако вскоре брак распался, так как актриса увлеклась режиссером фильма «Фро» Резо Эсадзе. Она потребовала у мужа развод, но отношения с возлюбленным вскоре дали трещину, пара рассталась.
А через год кинобомонд вычеркнул Завьялову из своих кругов. Причина была банальной – актриса закрутила роман с американским бизнесменом во время отдыха в Одессе.
Две недели романтических отношений стоили ей карьеры. Сперва Завьялову допрашивали в КГБ, потом организовали за ней слежку, подозревая в шпионаже.
Параллельно от режиссеров перестали поступать предложения о съемках в кино – на карьере актрисы был поставлен жирный крест.
Бывший муж старался поддержать Завьялову, но эта сильная и волевая женщина все же сдалась. Это произошло вскоре после рождения сына Петра, имя отца которого Завьялова никогда не упоминала.
У актрисы случился нервный срыв, после которого она была помещена в психиатрическую лечебницу.
Через несколько лет история повторилась, и тогда Дмитрий Бучкин усыновил Петра, который около года провел в детском доме. Старшая дочь Татьяна в это время находилась у родителей актрисы.
Последние годы
На съемочную площадку Александра Завьялова вернулась спустя 30 лет: на одном из творческих вечеров, куда она была приглашена, присутствовал режиссер Леонид Белозорович, который предложил Завьяловой роль в фильме «Белые одежды».
Это была ее последняя работа в кино. Забытая всеми актриса жила на скромную пенсию и ту материальную помощь, которую получала от Союза кинематографистов.
3 февраля 2016 году ее нашли убитой в собственной квартире. Виновным был признан сын Петр, который часто ссорился с матерью, требуя у нее денег. Актриса похоронена в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище.