Пассажиры и водители такси бывают недовольны агрегаторами вроде Uber, Gett и Yandex.Taxi. По результатам исследования JP Morgan Chase, водители зарабатывают в два раза меньше, чем пять лет назад, а для пассажиров цены только растут. Большую часть прибыли забирают себе именно компании-агрегаторы, пользуясь отсутствием прозрачности в индустрии. Неочевидным решением всех этих проблем может стать технология блокчейн.
На протяжении практически всей своей истории, начиная с Древнего Рима, индустрия такси развивалась планомерно и органично. Из-за повышенного спроса частных извозчиков становилось все больше, стали появляться таксопарки, образовывались целые компании. Несмотря на очевидные преимущества частных перевозок над общественным транспортом, сервис такси был далек от идеала.
Пожалуй, каждому туристу знакома ситуация, когда местный водитель такси выбирал самый долгий путь до места назначения, часами накручивая счетчик. Кроме того, ценник официально лицензированных такси часто был неподъемным для многих людей, при этом выбор в пользу нелегального такси всегда был связан с риском попасть в неприятности.
Ситуация резко изменилась с появлением Uber в 2009-м году. Компания выпустила приложение, позволяющее связывать пассажиров с таксистами и частными водителями, вызывать и оплачивать такси. Теперь для вызова такси можно отметить конкретную точку на карте, отследить поездку и произвести безналичную оплату.
Сейчас услугами Uber можно воспользоваться в более чем 785 городах по всему миру, а подобные ему сервисы есть в каждом городе всех развитых стран. За неполные 10 лет своего существования, Uber фактически монополизировал рынок, вытеснив с него официально лицензированных таксистов. По сути, таксисты были поставлены перед выбором: присоединиться или лишиться работы.
Согласно результатам исследования, только в прошлом году больше 25,000 водителей традиционных Лондонский черных кэбов потеряли по £10,000 своего годового дохода, и теперь готовят коллективный иск против компании на сумму в £1 миллиард. Uber и подобные компании в целом ведут крайне агрессивную политику по вытеснению конкурентов с рынка, нанимая водителей с минимальными квалификациями и знаниями языка страны, в которой они работают, не проводя должных проверок.
В 2013-м году, 350,000 водителей Uber из Калифорнии и Массачусетса подали коллективный иск на компанию, требуя признать их работниками, а не подрядчиками. Из-за этого Uber мог выплачивать своим водителям зарплаты ниже минимальных, а также не предоставлять страховку, оплачиваемый отпуск и так далее.
Это лишь несколько примеров, связанных с Uber и подобными сервисами. Весь список скандалов будет трудно уместить в одну статью - он варьируется от абсолютно неэтичных бизнес-стратегий до обвинений в сексуальных домогательствах и атак на пассажиров.
Кроме того, по своей сути подобные приложения не являются пиринговыми, то есть не связывают водителя и пассажира напрямую, а поставщики услуг вроде Uber и Gett имею полный контроль над ценами. Более того, агрегаторы забирают себе хищнические проценты с каждой поездки. Из-за этого, пассажиры вынуждены платить больше, а водители получают ту же самую зарплату. При этом зачастую водителям приходится проводить за рулем по 20 часов в сутки, что значительно увеличивает вероятность аварий.
Централизованный контроль над ценами - это, пожалуй, главная проблема современной индустрии такси.
Что может изменить блокчейн?
Технология блокчейн позволяет создавать полностью децентрализованные платформы, неподвластные контролю со стороны какой-то определенной организации. Вся информация и транзакции на такой платформе защищены криптографическим шифрованием, а одним из условий этого шифра является неразрывная связь между каждым действием в рамках платформы. Это делает информацию, записанную на блокчейне, неизменной.
Таким образом, на блокчейне может существовать по-настоящему пиринговая система, способная связывать пассажиров и водителей, где водители смогут самостоятельно назначать стоимость поездки еще до ее совершения, а пассажир сможет решить подходит ему эта цена или нет. Таким образом, ценовая политика такси будет регулироваться традиционным законом спроса и предложения, а водители будут действительно работать сами на себя, назначая цены за свои услуги и получая 100% оплату за каждую поездку.
Кроме того, технология блокчейн позволяет пользователям создавать своего рода онлайн-идентификаторы, куда может входить любой набор документов, а также способы оплаты. В отличие от традиционных сервисов, блокчейн позволит пользователям выбирать с кем, когда и каким количеством информации они хотят делиться, ведь личные данные не будут храниться на каком-то стороннем сервере, находящимся под контролем третьего лица. С одной стороны, это может позволить пассажирам в точности узнать квалификацию водители и его стаж вождения, при этом обоим участникам сделки можно будет не волноваться об утечке их персональных данных.
Изначально, блокчейн был создан для быстрых денежных переводов, и для приложений такси, построенных на этой технологии, можно выпустить собственную криптовалюту. Если такое приложение выйдет на международный рынок, оплата сервиса в криптовалюте позволит пассажирам экономить на комиссии за конвертацию валюты, а также платить водителю напрямую, не используя третьи стороны - будь то банки или поставщики услуг.
Всё не так просто
Крипто-сообщество и блокчейн-евангелисты любят говорить о том, что эта технология способна произвести революцию в той или иной индустрии. По сути, индустрия такси уже пережила революцию, причем совсем недавно, и не факт что в глобальном масштабе она будет готова к еще одной.
Кроме того, стоит понимать, что технология блокчейн не сулит каких-то революционных изменений, по крайней мере видимых невооруженным взглядом. По сути, приложения буду выглядеть точно так же, как и уже существующие, иметь точно такой же функционал. Выходить на рынок они будут с рекламными компаниями и слоганами о блокчейне и совершенно новом подходе, но простому пользователю такси все это будет непонятно, да и неважно.
Простому пользователю такси нужна возможность вызвать такси как можно быстрее, для чего необходим большой таксопарк. Как это обычно бывает, сейчас в этом секторе существует множество мелких блокчейн-стартапов, очевидно не способных составить конкуренцию гигантам индустрии. В нынешнем своем виде, блокчейн-такси вряд ли сможет произвести революцию, скорее - предоставить альтернативу.
Этот факт еще более очевиден при детальном разборе процесса оплаты, конкретно - обмена фиатных денег на криптовалюту того или иного стартапа. Компании вроде A2B Taxi и Rev пытаются решить эту проблему путем предоставления гибридной системы оплаты, где пользователи могут платить как с пластиковых карт, так и со своих крипто-кошельков. При этом, совершенно непонятно как будет осуществляться обмен, что делать с комиссией и волатильностью курсов криптовалют.
Кроме того, использование банковских карт для оплаты поездки на блокчейн-такси идет вразрез с обещаниями таких компаний уйти от использования услуг третьих сторон. Отдельной проблемой станет желание водителей и пассажиров разбираться с новой технологией, создавать виртуальные профили, крипто-кошельки и искать способы вывода обычных денег в криптовалюту и обратно.
Также, совершенно непонятно как такую увесистую базу данных как блокчейн в принципе можно уместить в формат мобильного приложения. Обычно, для полноценного взаимодействия с блокчейном необходимо скачивать полный клиент, который может занимать несколько гигабайт на жестком диске. Возможное решение - «легкий» клиент - пока что слишком небезопасно и уязвимо к хакерским атакам. Эта проблема будет стоять особенно остро в индустрии такси из-за количество транзакций и большого объема средств, хранящихся на счетах.
—
Несмотря на то, что в теории технология блокчейн действительно может существенно улучшить систему такси, как для водителей, так и для пассажиров, на практике это представляется невероятно трудным процессом. Возможно, именно поэтому сейчас существуют лишь несколько блокчейн-стартапов, работающих в этом направлении, но даже они находятся на крайне ранних стадиях своего развития.
Более очевидным вариантом развития событий видится внедрение технологии блокчейн в свой сервис одно из компаний-гигантов индустрии. Это позволит им улучшить свой сервис, сделать его более прозрачным и честным, а также это может стать отличным рекламным трюком.