В начале сентября ЦИМ открыл сезон показом «Конституции» режиссера Сергея Морозова. Отличный повод, чтобы рассказать вам, на что настроиться, если в афише есть слово «перформанс».
🙅🏻Зритель не главный
Перформанс в первоначальном понимании – художественный акт, процесс создания произведения, а не само произведение. В заданном пространстве и обстоятельствах осуществляется «ритуал», где участник действия открывает в себе что-то ТАКОЕ, чего раньше не испытывал. Смотреть на это не так интересно, как участвовать.
В «Конституции» перформеры кропотливо читают каждую статью Констутиции РФ (не ожидали?), пользуются приемом полифонии и языком танца. Вы (зритель) пришли послушать Конституцию РФ. Если вы не примете позицию, что вся эта постановка, как ни странно, собиралась не для вас, скорее всего, вы уйдете с мыслью «я мог и дома сесть почитать эти статьи».
И так со многими перформансами. Перед участниками не стоит задачи передать пережитые эмоции или смыслы (выработанные во время репетиции), они рождают смыслы и образы прямо здесь и сейчас. Чувствуете разницу?
⁉️Зачем тогда платить за то, чтобы посмотреть, как другие люди вовлечены в творческий процесс?
В любом перформансе важно соучастие. Вы можете сидеть на полу, перемещаться по залу или сидеть в углу. Представьте, что вы пришли на выставку, и каждый участник действия — живое полотно. Изучайте, рассматривайте, наблюдайте.
В «Конституции» предусмотрено несколько эпизодов контакта с аудиторией, и это уже победа, так как российский зритель в пространстве театра априори чувствует себя зажато и напряженно, боится сделать лишний шаг и поймать на себе осуждающие взгляды. Многие предпочитают оставаться незамеченными и потом не понимают, почему двухчасовое действие не оставило в них никакого следа.
Бывает, что и сами перформеры не всегда готовы к взаимодействию, им комфортно, если никто не вмешивается в отрепетированные сцены (помните скандал с Владимиром Поглазовым и студенческим спектаклем «Янко Круль Албанский»)? Но это уже вопросы развития культуры перформативного искусства в России.
💃🏼Странные движения
Часто ключевую роль в перформансах играет пластика. Это не танец, в нем отсутствует сюжет. Участник действия слышит звуки (в нашем случае статьи Конституции) и исходя из темпа, ритма рождает движения. Они могут быть похожи на конвульсии, могут быть приятными или не очень. Вряд ли здесь можно вести речь об эстетике, не пытайтесь поймать красоту, ловите атмосферу.
🔎 Где здесь смысл
Как правило, каждый перформанс — это поиск ответа на вопрос.
Как отреагирует мой организм, если он в течение двух часов будет двигаться под монотонное чтение главного закона моей страны? Как отреагирует мой организм, если я два часа буду слушать монотонное чтение главного закона моей страны?
Если вас цепляют эти вопросы, то вас, скорее всего, заинтересует такой опыт. Смысл в том, чтобы сосредоточиться и провести маленькое исследование внутри себя.
🔝Хочу попробовать
Итак, если вы дочитали до этого момента и поняли, что всё это в теории звучит заманчиво, — самое время попробовать на практике. Параллельно можно почитать про «бабушку» перформанса Марину Абрамович, попасть на лекцию Лизы Морозовой и после этого ходить на перформансы с определенным пониманием того, что и зачем происходит на сцене/в пространстве.
Задавайте вопросы, делитесь мнением и опытом, обсуждать — это классно.
Текст: Анна Молянова
Если вам понравился материал, мы будем очень рады, если вы поделитесь им с друзьями. Подписывайтесь на «Околотеатр» в социальных сетях:
Яндекс.Дзен: https://zen.yandex.ru/id/5b199677256d5c66dd841149
ВК: https://vk.com/okolo_teatr
Инстаграм: https://www.instagram.com/okoloteatr/
Youtube: https://www.youtube.com/channel/UCIoq_Wvybus84hojfCWyXkw