Найти тему
БИЗНЕС Online

«Владимир Владимирович фактически сказал, что суды плохо работают»

Что стоит за поправками Путина в 282 статью УК?

Сегодня Владимир Путин выступил с законопроектом об изменении наболевшей ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды»). На волне общественного возмущения в ответ на массовые дела силовиков президент предложил оптимальный вариант: теперь, дабы привлечь человека к уголовной ответственности, требуется, чтобы за последний год он хотя бы раз административно «проштрафился». Правозащитники называют предложение Путина демаршем и указывают: у судов и так были предпосылки к пересмотру своих оценок.

«БЕЗУСЛОВНО, ЭТО ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, В ТОМ ВИДЕ, В КОТОРОМ В НЫНЕШНЕЙ СИТУАЦИИ ЭТО ВОЗМОЖНО»

«Конечно, безусловно – это либерализация законодательства. В том виде, в котором в нынешней ситуации это возможно, – с уверенностью заявила «БИЗНЕС Online» известный адвокат, правовой аналитик международной правозащитной группы «Агора» Ирина Хрунова. – У меня такое ощущение, что тем самым [внесением законопроекта] Владимир Владимирович фактически сказал, что суды плохо работают. Мы с вами видим, что законодательство, судебная практика позволяет прекращать уголовные дела по экстремизму. Для того, чтобы не сажать по экстремизму за фотографию Гитлера исторического характера, не надо для этого вмешательство Владимира Владимировича. Просто установите умысел: на что он был направлен? На исторический факт или исключительно на пропаганду Гитлера как личности? Суд может разобраться и сейчас, при нынешнем законодательстве. Такой демарш Владимира Владимировича – некое разведение руками, мне кажется. Так сказать: «Ой, ничего я с этими судами поделать не могу. Придется вмешаться в режиме ручного управления»»

В целом, по словам Хруновой, перегибы с возбуждением дел за посты в социальных сетях не обошли и Татарстан, хотя, казалось бы, в республике за последнее время в данной сфере УК не было ни одного громкого процесса. «Не всегда это видно, не всегда это слышно. Люди пугаются, стараются пойти на сделку со следствием, получить свой год условно. Но в целом это безусловный тренд», – отмечает адвокат.

-2

По словам Хруновой, с изменением законодательства (а сомневаться в удовлетворении «путинских поправок» не приходится) неминуемо повысится роль административных процессов. «Это очень плохо, потому что уголовный процесс всегда больше стоит на контроле у государства. Административки рассматриваются в усеченном, упрощенном порядке», – говорит Хрунова.

«Административка», о которой говорит Хрунова, это статья 20.3.1 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Также в КоАП есть еще 3 смежных статьи, которые можно назвать «экстремистскими»: это статьи 20.3, 20.29 и 13.37.

«Оперативникам центра «Э», привет им большой, будет сложнее. Раньше у них практика была отработанная: сидят около компьютера, штампуют скрины, а потом их отправляют на 282, на экспертизу. Сейчас они будут несколько расстроены – [придется] также быстренько штамповать административки. Но раскрывать преступления им выгоднее. Зачем им тратить вал времени, государственные деньги на огромное количество экспертиз, когда выхлоп всего лишь административка?», – считает Хрунова.

Административные процессы после внесения изменений в законодательство адвокат называет «такой прелюдией к уголовке». К слову, статья административного кодекса подразумевает весьма внушительные наказания – вплоть до ареста и штрафа физическому лицу до 20 тыс.рублей, говорит наш собеседник.

Еще один аспект, на который обращает внимание правозащитница, это повторное возбуждение по одним и тем же публикациям, обнаруженным в социальных сетях. Так, сначала органы «прогоняют» пост в соцсетях через административный кодекс, а потом, в течение года (или, условно, недели) переносят ту же самую публикацию в плоскость УК.

Полная версия материала