Найти в Дзене

Балканский рубеж. Русские добровольцы в Сербии

Пока к выходу на экраны готовится фильм «Балканский рубеж» о войне в Югославии, мы расскажем о книге, посвященной русским добровольцам той войны. По стечению обстоятельств, книга носит то же название, что и фильм, а ее автор лично принимал участие в событиях. Собственно, сам автор и расскажет о книге. Слово Михаилу Поликарпову: Бойтесь простых определений. Гражданская война – это явление многоуровневое. Так, на Донбассе, на самом высшем уровне, - это конфликт Запада и России за влияние над Украиной. На самой же Украине многое определяет борьба олигархов и кланов за власть. В идеологическом плане война воспринимается там как борьба русского и украинского «миров». А на фронте идет своеобразная коллективная вендетта. Примерно такая же сложная структура была и у войны в бывшей Югославии. И если спуститься на уровень простого участника, то война придает до того бесцельной жизни Смысл. Ведь мир устроен несправедливо, не так, как надо, и самый простой способ его изменить, сделав добро, — это

Пока к выходу на экраны готовится фильм «Балканский рубеж» о войне в Югославии, мы расскажем о книге, посвященной русским добровольцам той войны. По стечению обстоятельств, книга носит то же название, что и фильм, а ее автор лично принимал участие в событиях. Собственно, сам автор и расскажет о книге. Слово Михаилу Поликарпову:

Бойтесь простых определений. Гражданская война – это явление многоуровневое. Так, на Донбассе, на самом высшем уровне, - это конфликт Запада и России за влияние над Украиной. На самой же Украине многое определяет борьба олигархов и кланов за власть. В идеологическом плане война воспринимается там как борьба русского и украинского «миров». А на фронте идет своеобразная коллективная вендетта. Примерно такая же сложная структура была и у войны в бывшей Югославии.

И если спуститься на уровень простого участника, то война придает до того бесцельной жизни Смысл. Ведь мир устроен несправедливо, не так, как надо, и самый простой способ его изменить, сделав добро, — это убить зло.

…Я знаю людей, которые в 90-е вернулись из Югославии, но в душе остались на той войне. Ведь она воспринимается как лучшее, что когда-либо было в их жизни. «Мужчина помнит трех женщин - первую, последнюю и единственную» (кажется, это Редьярд Киплинг). И, наверное, это же справедливо применительно к войнам ...

…Я видел, как война превращается в стиль жизни. И бойцы на положаи (позиции) ездят как на работу.

А еще война позволяет прожить жизнь более насыщенно, более полно. Помните, еще в школе мы учили: «Таких две жизни за одну,// Но только полную тревог,// Я променял бы, если б мог».? Банка тушенки и кружка чая там, где она может оказаться последней, намного вкуснее, чем здесь, где они обыденны - и на них не обращаешь внимания.

Я не видел ни одного западного фильма, где это было бы передано. Голливудские режиссеры не были на войне и не понимают этого.

И еще война — это наркотик. Она опустошает людей, выталкивает их назад, в мир, от которого они отвыкли, и затем затягивает обратно... Туда, где все просто. Вот — враг, а вот — друг.

И там, в Сербии, все, кто приехали из Украины и Белоруссии, несмотря на свое гражданство и национальность, были русскими добровольцами. Русскими.

Автор в Сараево, лето 1994
Автор в Сараево, лето 1994

Сама книга традиционно доступна на сайте издательства, и пока что есть возможность приобрести книгу, подписанную автором.

-3