Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) начнут работать с клиентами через мобильные приложения. Инициатива даст участникам рынка преимущества в борьбе за пенсионные накопления россиян, их вовлечение и удержание. Однако вместе со стандартными предложениями в ПО могут появиться и платные опции: специальные товары и услуги, напрямую с пенсиями не связанные.
Какие НПФ уже запустили свое ПО
Свои приложения запустили уже несколько участников рынка, работающих по обязательному пенсионному страхованию: НПФ Сбербанка, «ЛУКОЙЛ-Гарант» и НПФ «Сафмар». Количество застрахованных лиц в них составляет 9 млн человек, 7,5 млн человек и 4 млн человек соответственно.
Через приложение НПФ Сбербанка пользователь может оформить заявление или заключить договор, а приложение «Сафмара» и вовсе снабдили «индикатором старения». Исполнительный директор фонда Евгений Якушев пояснил, что индикатор «на базе локомоторной активности, фиксируемой смартфоном, поможет получить индивидуальные оценки продолжительности здоровой жизни».
Еще один НПФ, который также обзавелся своим приложением – «Согласие ОПС». Пользователю предлагают заказать выписку по счету, контролировать сумму пенсионных накоплений, а также задать любой интересующий вопрос специалистам фонда через форму обратной связи.
Однако не все так гладко: в Google Play уже жалуются на невозможность воспользоваться похожими сервисами.
Каждый НПФ решает ту же задачу, что и государственный пенсионный фонд (ПФР – единственный государственный пенсионный фонд в стране). Он аккумулирует средства граждан, инвестирует их и учитывает, а когда вкладчик достигает пенсионного возраста, ему назначается выплата накопительной части пенсии. Однако НПФ государству не принадлежат и являются частными компаниями. Среди основных преимуществ ПФР на этом фоне – надежность. При этом НПФ предлагают вкладчикам разнообразные накопительные программы.
Зачем это нужно пенсионным фондам
В «Лукойле» рассказали, что современные клиенты почти не пользуются десктоп-кабинетами, предпочитая мобильные версии. В «ВТБ Пенсионном фонде» отметили, что о разработке приложения пока не думают: необходимая информация доступна на сайте фонда, который адаптирован под любое устройство. Тем не менее, дополнительную опцию могут предусмотреть для существующего мобильного банка ВТБ.
В копеечку новая инициатива негосударственным ПФ не влетит, а крупнейшие представители рынка и вовсе осилят затраты без трудов. Например, «ЛУКОЙЛ-Гарант» планирует потратить на разработку мобильного приложения 2 млн руб., вложения «Сафмара», по словам Евгения Якушева, составляют 2,5 млн руб.
Кроме того, у НПФ будет шанс окупить вложения за счет монетизации сервисов, предлагая пользователям страховки и банковские продукты.
Зачем это нужно нам
У пользователей мобильных приложений от НПФ тоже появится преимущество. Даже в запутанной пенсионной системе фонды могут внедрить опцию индивидуального пенсионного капитала. Будет ли этот продукт платным, пока неизвестно. Но в условиях индивидуализации НПФ все-таки придется ознакомить клиента с информацией, на какие цели работают его деньги.