Ну точно не из-за нас с вами. Мы, потребители, интересны Ростелекому только в начале каждого месяца, когда приходит время платить за услуги. Так зачем одному из самых больших брендов России менять вывеску?Ответ напишу в конце. Кому лень читать — сразу листайте вниз.
Ранее в заметке, я обещал рассказать о ребрендинге Ростелекома. Материала получилось больше, чем я ожидал.
История: опыт общения потребителя с брендом Ростелеком
Так получилось, что от бренда Ростелеком у меня самые приятные впечатления. История началось давно, когда появился ADSL и я подключил себе интернет домой. Затем появилась новая услуга от Ростелеком и я перешел на неё. Через лет 5, когда понадобился подключать интернет в офисе, я вспомнил про Ростелеком и позвонил в компанию. Оказалось у них дорого и очень медленно, но менеджер был очень любезен и вежлив. Третий контакт произошел на ярмарке, когда я узнал о новой технологии gPON.
Менеджер так интересно рассказывала мне о новой технологии, что я решил подключиться и оставил заявку на сайте. Перезвонили на следующий день. Через 3 дня пришел мужчина в фирменной одежде, чтобы подписать договор. Цена и скорость меня полностью устраивала, но из-за управляющей дома не получилось подключить даже с третьей попытки. Каждый раз приходил вежливый и очень терпеливый техник с желанием подключить квартиру и каждый раз управляющая находила в документах зацепки, которые не давали компании подключить интернет. Интернета от Ростелеком у меня у меня нет, но опыт общения с брендом самый положительный.
Странно, но от нового ребрендинга и презентации у меня смешанные эмоции. И вот почему.
- нет пользы
- очень пафосно
- размытый фокус
- нет цели
Нет пользы от бренда
В связи с этим вопросом вспоминается программа 5by20 от компании Coca-Cola. Вкратце, кто не знает. Этой программой Coca-Cola в развивающихся странах собирается к 2020 году охватить работой 5 млн. женщин. Мы с вами живем в стране, где никто не считает природные ресурсы. В Африке, к примеру, во многих местах нет электроэнергии и чистой воды. Поэтому продажа бутылки с Coca-Cola это непростая задача. Как продать прохладный напиток, если на улице +35 и охладить нет никакой возможности? И тут приходят на помощь современные технологии от Coca-Cola. Дизайнеры компании спроектировали солнечные батареи и специальный холодильник, который не только охлаждает колу, но и позволяет всей деревне зарядить телефоны. Теперь холодильник от Coca-Cola это маленький магнит, который притягивает покупателей. Авторитет хозяйки и выручка в лавке сильно выросли, она теперь думает о том, как отдать детей в лучшую школу. А теперь самое главное — такими лавками, как правило, заведуют женщины. Именно они занимаются хозяйством и торговлей. Именно им Coca-Cola собирается поставлять холодильники с солнечными батареями и помогать развивать бизнес.
Какой из наших брендов помогает вам развивать бизнес? У меня нет таких примеров. А у вас? Пишите в комментариях, обсудим.
Много пафоса и нет человечности
А теперь вернемся к нашему Ростелекому. Таких историй у бренда Ростелеком нет или я не знаю. Это государственная компания, которая занята оптимизацией своих расходов и бесконечными реструктуризациями, которые помогут сделать красивый годовой отчет. Может я ошибаюсь и есть такие красивые истории у бренда Ростелеком. Делитесь в комментариях, может я что-то упустил и не владею информацией.
Размытый фокус бренда
У меня сложилось впечатление, что Ростелеком собирается объять необъятное. Было очень много сказано о масштабности ребрендинга. В новостях о ребрендинге компании только и говорится о смене стратегии. В последующие 5-10 лет мы увидим новый бренд, который будет решать глобальные задачи государства, развлекать взрослых и учить детей. Компания понимает, что без дизайна осуществить глобальные планы невозможно. Сегодня изменить мир невозможно без дизайна — это факт, который доказан выручкой Apple и Google. Ростелеком замахнулся изменить наш мир и хочет проникнуть в структуры государства, в бизнес и в наш дом. Поэтому обратились за помощью к зарубежным специалистам по брендингу и дизайну Saffron. Проникнуть в госкомпании Ростелекому не сложно, а вот проникнуть через парадную дверь в наш дом — непростая задача. Решить ее презентациями и цифрами в отчетах не получится. Ребрендинг здесь не помощник.
О целях ребрендинга
Из плюсов — все звучит очень красиво. Понятно, что международная дизайнерская компания Saffron взяла деньги, чтобы сдизайнерить идеальный мир. Они знают, что сегодня в трендах и как продать красивую идею. Но они забыли (или не хотели думать) о том, что такое Ростелеком. Компании некогда думать о потребителях, им нужны красивые цифры, поэтому вакцина в ребрендингом даст оздоровляющий эффект, не более.
Из минусов: я не услышал идею бренда, обещание лично для меня. Ценность для меня, как потребителя всех инноваций сводится к нулю. Далее. Во-первых, нет четкого позиционирования. Невозможно под одной вывеской работать с бизнесом и подключать абонентов дома. Во-вторых, нет понимания, как это делать. Не компетенций, ну правда. Специалистов, которые могут что-то сделать, можно на одной руке собрать. В-третьих, зачем им это делать? У них нет задачи менять наш, с вами мир. Иначе мы бы это заметили.
Так зачем Ростелеком затеял ребрендинг? Мой ответ — показать нам с вами красивое будущее, которое не будут строить. Выше я говорил о трех причинах, почему не получится построить светлое будущее. Есть еще одна причина, и она намного важнее первых трёх. Возможно, что будущее, которое нарисовал Ростелеком уже построено и работает. Только он об этом не знает. А когда начнем строить, окажется, что создали «еще одну, никому ненужную систему без потребителей», очень дорогую и ненужную.
Уже сегодня, кто-то пользуется электросамокатами, телефонами и браслетами Xiaomi. Компании, типа Xiaomi, тихо под нашим носом строят то будущее, которым будет пользоваться общество, то есть мы с вами.
☀️☀️☀️
Спасибо, что посетили мой блог! Ставьте 👍 лайк, Подписывайтесь на мой канал в Яндекс Дзен! 👈
Мы умеем не только критиковать, но и разрабатывать бренды. Делаем это с любовью с 2004 года.