Про взрослые радости детских материалов.
На днях зашла в магазин Fix Price - за чем-то полезным в хозяйстве, и, конечно, автоматически сцапала масляные мелки - уж какие были.
Подумала - а что будет, если попробовать поработать дурацким детским материалом - можно ли что-нибудь сделать путное? Сделала, как минимум, выводы, и порисовала.
Ну что могу сказать… Не фонтан конечно… Аналогичные детские из Ашана мягче. Но работать можно - и даже нужно))
Это скорее восковые мелки, чем масляная пастель, как написано на коробочке. Они твёрдые, извлекать цвет из них трудно - на них нужно сильно нажимать, с таким усилием, что можно порвать бумагу. Не очень укрывистые, плохо смешиваются - ну, чудес я и не ждала.
А может быть, так даже интересней?
Можно ведь решить, что это не недостаток материала, а просто - такой у него характер, и попробуй-ка с ним поладить!
Может быть, с материалом иногда надо немного повоевать, помучиться, преодолевая дискомфорт и его сопротивление, и получить взамен какие то новые возможности?
Работа художника – она, в принципе, за пределами зоны комфорта, по другому и быть не может.
Когда Моне погружался в очередную пучину депрессии, чувствуя себя не в силах справиться с замыслом, Клемансо успокаивал друга, но при этом писал :
"Возможно, ваши мучения и есть необходимое условия для создания ваших шедевров"
Вероятно когда становится слишком комфортно и материал слишком послушаем надо чуть-чуть тебя помучить. Мне кажется, важное условия роста - тот самый "сопромат" - сопротивление материала, который необходимо победить в этой борьбе найти для себя что-то новое.
Пётр Кончаловский на каком-то этапе решил, что правой рукой орудует слишком умело, привычно и целый год рисовал только левой - чтобы вернуться к свежим ощущениям от рисунка и избавиться от автоматизма.
Поль Валери в эссе "Дега, танец, рисунок" в главе "Видеть и изображать"(мне кажется, один из лучших текстов о рисунке) пишет об этом так:
"Самое главное в рисовании — непрерывное волевое усилие, так как рисунок требует согласованных действий независимых органов, каждый из которых стремится обрести свободу автоматических движений. Глазу свойственно беспорядочно блуждать, а руке чертить закругленные линии… Чтобы сделать руку свободной в движениях, управляемых глазом, нужно лишить ее свободы непроизвольных мускульных движений. В частности, нужно придать ей гибкость, приучить ее проводить линии в разных направлениях, чего она не любит… внимание художника каждую минуту должно прерывать естественный ход движений, остерегаться соблазнов закругленных линий."
Прекрасно, когда материал становится как бы продолжением руки, и ты пользуешься им без малейшего дискомфорта, но в этом есть что-то от автоматизма. Привыкаешь, и теряется внутреннее ощущение контакта и взаимодействия с материалом - та ежеминутная неожиданность, тот самый ежеминутный контроль, о котором писал Валери
А ещё - это помогает сохранить любопытство к окружающему миру во всех его проявлениях: и к натуре, и к материалам. То самое чувство, которое побуждало, наверно, самого первого на свете художника взять в руки уголёк - "Что получится" А если ещё глиной мазнуть? А если палочкой процарапать - что будет?"
Это возвращает творчеству тот момент игры, неожиданности, импровизации, без которого она превращается в простой рисовальный конвейер. Ведь настоящее творчество - это на самом деле - упоительная игра, а не изготовление картинок качественными материалами.
В нём нет правил, нет гарантий, нет ограничений.
А еще их совсем не так страшно расходовать: не трясешься над каждым драгоценным мелком, рисуешь, ни капельки не задумываюсь о том, на какую сумму потратил ценного материала, это очень сильно раскрепощает. Можно и поэкспериментировать, и порезвиться - да здравствует свобода! А потом вернуться к любимым материалам с новым дыханием.
Конечно, кто спорит - профессиональные Van Gogh или Sinnelier (когда уже я их попробую?)) на порядок выше детских мелков, и работать хорошими материалами - сплошное удовольствие, но речь ведь не о комфорте, а о творчестве. Потому, что за пределами профессиональных магазинов - столько интересного!
Чего стоит одни только строительные колера или детские материалы, или материалы из того же фикс прайса или Ашана чего-нибудь еще, а еще не совершенно бесплатные тростниковые перья и дешёвая детская гуашь, упаковочная бумага, строительные валики, старые обои.
А ещё это весело и увлекательно!.
И сами недостатки материала, его непредсказуемость, иногда оборачиваются достоинствами. Неровная линия оказывается выразительной, слой, который создавал большим трудом и тоже выглядят необычно. Кстати, мелки из таких наборов часто надолго приживаются в моей рабочей коробочке.
Ведь так интересно - ведёшь мелок по бумаге, и не знаешь, чего от него ждать - как он ляжет, как будет просвечивать или растираться. Очень бодрящее ощущение - азарт, любопытство, бодрый такой творческий тонус.
И эта дорога из желтого кирпича может привести куда угодно, а если никуда не приведёт - ничего страшного, путь обошелся тебе совсем недорого. Мой - в 55 рублей.
А ещё лишний раз убедилась, что для того, чтобы рисовать, не нужно ждать идеальной ситуации - места, времени, материала (Нечем работать! Материалы дороги!)
Можно прождать всю жизнь, а можно пристроиться с детскими мелками и бумагой из принтера на краешке стола, и нарисовать, что видишь прямо сейчас - пока дети смотрят "Тайну третьей планеты".