В севастопольском парламенте приняли закон о зарплатах госслужащих.
Зачем в правительстве Севастополя столько «начальников, замначальников и референтов»? И откуда здесь такое количество вакансий? Ответ прост: сэкономленные деньги "высшее звено" исполнительной власти может потратить на себя.
Депутаты приняли разработанный ими закон о зарплатах госслужащих, принятие которого правительство всячески старалось саботировать: наводить порядок в системе оплаты труда государственных гражданских служащих – не в интересах исполнительной власти.
Прогулов все больше
Сегодняшнее заседание отличалось от прошлого числом представителей правительства, которые не явились в заксобрание отчитаться о своей работе. На этот их было не четверо, а пятеро, хотя все выступления значатся в согласованном губернатором в начале года плане контрольной деятельности Заксобрания. К пятерым прогульщикам (не по своей, конечно, воле, а по злой воле главы города) следует добавить и начальника главного управления потребительского рынка и лицензирования Вадима Кирпичникова, который должен был представить депутатам законопроект о регулировании продажи алкогольной продукции, но, как выяснилось, внезапно оказался далеко от Севастополя, в славном городе Ярославле. Командировки, безусловно, случаются, но в таких случаях принято, во-первых, предупреждать, а во-вторых, присылать замену. Но Кирпичников ни того, ни другого не сделал.
Депутаты приняли несколько ряд важных законопроектов, в том числе о перспективных ООПТ (второе чтение). Но кульминацией стало принятие поправок к закону о денежном содержании государственных гражданских служащих, из-за которого правительство накануне в очередной раз разразилось потоком лживых обвинений в адрес депутатов.
Две двойки и невыполненное домашнее задание
Представлял законопроект на заседании заксобрания глава бюджетной комиссии Вячеслав Аксенов. Он еще раз напомнил, что закон призван «заполнить правовой вакуум», образовавшийся в результате решения суда. Решение было вынесено в декабре 2017 года по обращению прокуратуры: правоохранители требовали привести систему оплаты труда севастопольских госслужащих в соответствие с федеральным законодательством. Суд отменил несколько пунктов статьи 11 закона 22-ЗC, в результате чего возникла огромная правовая дыра. И провалиться в нее, добавим, может каждый, кто имеет отношение к начислению госслужащим зарплат.
Разрабатывать проект закона, который ликвидирует этот правовой провал, правительство Севастополя бралось дважды. Первый законопроект получил резко отрицательные отзывы юридического управления Заксобрания, прокуратуры и Главного правового управления Администрации Президента РФ. Но правительству Севастополя все эти люди, как известно, не указ.
«После этого была внесена вторая версия законопроекта, в которой, к сожалению, основные недостатки первой были сохранены», – констатировал Вячеслав Аксенов.
Третьей версии не последовало, хотя 93% госслужащих, интересы которых он должен был защитить, работают именно в правительстве города. Исправлять нетерпимую правовую ситуацию пришлось депутатам, разработавшим свой законопроект. Он полностью отвечает требованиям федерального законодательства, однако правительство дало на него отрицательное заключение. Причина этого, убежден Вячеслав Аксенов, проста: законопроект посягает на интересы «высшего звена» исполнительной власти. Дело в том, что простое его принятие означает дополнительные бюджетные расходы в размере около 570 млн. рублей. Однако и депутаты, и КСП Севастополя уверены: эти траты совершенно не обязательны, резервы у правительства есть. КСП считает, что сейчас в органах исполнительной власти около 230 вакансий, которые вполне можно сократить. Депутаты ранее говорили о 400 вакансиях. Но сокращение в любом случае позволит в 2018 году обойтись без дополнительных трат, тем более что 570 млн. – это деньги, которые понадобились бы на год, а не на оставшиеся три месяца. Это хорошо для бюджета, но на для чиновников «высшего звена»: они больше не смогут перенаправлять скопившуюся по итогам года экономию на внушительных размеров премии.
Напомним: в конце прошлого года правительство явило миру первый пример такого отношения к экономии, потребовав от депутатов согласовать перераспределение 51 млн рублей из фонда заработной платы на премии узкому кругу лиц. Отказ депутатов одобрить такое предложение стал причиной скандала, в котором правительство обвиняло народных избранников во всех смертных грехах. Позже на недопустимость подобного перераспределения средств указала и прокуратура Севастополя. Но благодаря проправительственной части депутатов, которую закон интересует так же мало, как и главу города, это мнение осталось без последствий: премии чиновники «высшего звена» все-таки получили.
Кто эти люди
Сегодня попытка помочь правительству обойти закон была предпринята вновь: Татьяна Лобач вдруг стала говорить, что принятие закона будет означать увольнение 30% сотрудников органов исполнительной власти, «а это все наши севастопольцы». Хотя никакой речи об увольнениях не шло. И заместитель руководителя КСП Наталья Середа в своем выступлении еще раз подтвердила, что ничего трагического в ситуации нет.
«Численность департамента общественной безопасности - почти сто человек. И так далее, перечислять можно бесконечно. Сегодня в органах государственной власти 2 283 государственных гражданских служащих и более 200 вакансий. Вопрос - какие полномочия не выполняются при наличии этих вакансий? Каковы должностные обязанности двух референтов одного директора? Каковы правовые основания у существования большого количества начальников, замначальников, директоров, замов директоров и так далее, доля которых в отдельных органах власти достигает 40%? На эти вопросы в любом случае должны будут ответить органы исполнительной власти при реализации условий соглашения с Министерством финансов», - сказала замглавы КСП.
В поддержку закона высказался и помощник прокурора Севастополя Сергей Неудахин. При этом он, как ранее и Вячеслав Аксенов, отметил, что всех проблем этот документ не решит.
«В настоящее время законодательство Севастополя о денежном содержании госслужащих представляет собой несогласованную, противоречивую систему, которую нужно исправлять комплексно. А для того, чтобы разработать этот комплексный законопроект, нужна совместная работа. Мы обращались и к губернатору, и к председателю Заксобрания, предлагали такую работу организовать. От Заксобрания поступил документ о том, что депутаты готовы в ней участвовать. Правительство же отказывается от такой проектной работы, ссылаясь на то, что разработанный им законопроект был отклонен», - сообщил помощник прокурора.
Для севастопольцев отказ правительства работать - давно не новость. Чего стоит только полное устранение представителей власти от участия в заседаниях комитетов и комиссий Заксобрания, а в последнее время - и пленарных заседаний. Сравнение с прогуливающим уроки двоечником очевидно, но речь, напомним, идет не о детской шалости, а о нарушениях федерального и регионального закона. Так, может, пора наконец и закону сказать свое слово?
Ольга Смирнова
Фото: пресс-службы заксобрания