Найти тему

"Шитая рожа, вязеный нос"

... вы помощник Эраста Петровича Фандорина и дела привели вас вместе с ним в конце XIX века в Олонецкую губернию. Вы ищете по описанию некоего свидетеля, среди примет у которого - "шитая рожа, вязеный нос" и "ропак".

Что же означает эта примета?

В "Словаре областного олонецкого наречия в его бытовом и этнографическом применении" Г. Куликовским приведено около сорока прозвищ селян, переболевших ветряной оспой. Треть этих прозвищ бытовала в Вытегорском уезде. Вот некоторые из них: "паренина" (д. Коштуги), "терка" (Вытегорский Погост), "браный нос", "ропак", "шита рожа" (д. Тудозеро). В Тудозере, дразня рябого, еще и приговаривали: "ропак-курпак, шита рожа, браный нос" (В. Даль: "Шитая рожа, вязеный нос"; "Рожа вспахана, только посеять да заборонить"; "Рожа - хоть репу сей, хоть морковь сажай"; "Экая рожа: словно в ней черти в свайку играли!" .

К оспе у олонецкого крестьянина было особое отношение: "Оспы не смеют потревожить никаким заговором. Заболело дитя оспой, и все желания дитяти исполняются, чтобы угодить сердитой гостье; во время ее посещения в доме не моют и не стирают, из соседних домов, где есть дети, приходят звать ее к себе в гости, надеясь, что приглашенная гостья не так бывает сердита. А проходит оспа, ее через посредство дитяти угощают всем лучшим".

В начале века во время эпидемии об оспе говорили уважительно: "Гостьица Ивановна ходит"; называли ее "оспа-матушка", "Оспа Ивановна", "Божья оспа" (В. Даль: "Прости меня, оспица, прости Афанасьевна, чем я перед тобою согрубила, чем провинилась". По прекращению же ее к переболевшему оспой прочно и надолго прикреплялось обидное прозвище.

Источник: https://www.booksite.ru/fulltext/vyt/egr/a2/index.htm