Картина «Происхождение мира» Гюстава Курбе удостаивалась многочисленных эпитетов. Ее называли «скандальной» и «провокационной», не выставляли больше ста лет, а когда все же представили широкой публике, феминистки выходили с акциями к музею Орсе. В конце сентября «Происхождение мира» вновь оказалось в центре внимания. С вероятностью 99% удалось установить имя модели, которую изобразил французский художник. А мы решили вспомнить, кто еще позировал для скандальных полотен.
— По мнению французского историка Клода Шоппа, для «Сотворения мира» Гюставу Курбе позировала парижская балерина Констанс Кеньо — любовница османского дипломата и коллекционера Халил-бея.
По его заказу и была написала картина. Курбе так изобразил натурщицу, что ее лица на полотне видно не было — лишь натуралистично написанные половые органы, живот и грудь с торчащим соском. Долгое время героиней картины считалась модель Джоанна Хиффернан. Но не в пользу этой версии говорило то, что девушка была рыжеволосой. Отгадку на вопрос об истинной модели Клод Шопп нашел в переписке Александра Дюма-сына с Жорж Санд. «Нельзя кистью передать деликатное и яркое интервью мадемуазель Кеньо из Оперы», — писал Дюма. Шопп сверился с рукописным оригиналом и обнаружил, что на самом деле вместо слова «интервью» (entretien) Дюма написал «чрево» (entrailles).
— У «Происхождения мира» существует и мужская версия.
Больше, чем век спустя, в 1989 году французская художница Орлан (псевдоним Мирей Порте) написала «Происхождение войны». Полотно точно такого же размера, точно в такой же раме было выставлено в музее Орсе в 2013 году в рамках выставки «Masculin/Masculin», посвященной мужской наготе в искусстве.
Сама художница не стала замалчивать имя своей модели. Для полотна ей позировал французский актер Жан-Кристоф Буве. Орлан призналась, что «Происхождение войны» — это ее феминистский ответ на полотно Курбе. Ей хотелось видеть реакцию мужчин на то, что с ними сделали то же, что и с моделью «Происхождение мира».
— В 2015 году венский Музей Леопольда провел редкую биографическую выставку.
Она была посвящена, нет, не художнику и не известному коллекционеру, а натурщице. Речь шла о Валли Нойциль — главной модели Эгона Шиле. Роман Нойциль со скандальным художником начался, когда девушке еще не исполнилось и 17 лет. Отношения пары длились четыре года. Валли не отвернулась от возлюбленного даже тогда, когда он провел несколько недель в тюрьме и обвинялся в растлении несовершеннолетних и распространении порнографии. Полотна, на которых Шиле изображал Нойциль, оказывались в центре внимания. Так, картина «Кардинал и монахиня» в 1950-е годы вызвала негодование церкви.
Помимо возмутительного сюжета, художник написал монахиню с собственным лицом, а кардинала — с ногами Нойциль. Но все же самым обсуждаемым остается «Портрет Валли». Скандал вокруг прав на эту картину заставил парламент Австрии в 1998 году принять закон об ускоренной реституции работ из собраний национальных музеев в том случае, если их кража будет доказана.
— Станислава Осипович была натурщицей Валентина Серова и скульптора Сергея Конёнкова, позировала Петру Кончаловскому и Роберту Фальку, Александру Осмёркину и Александру Дейнеке.
В первые годы после революции, когде в мастерских художников стоял холод, изо рта шел пар, а работать приходилось в фуфайках и валенках, Осипович стояла обнаженная и посиневшая — она соглашалась позировать при любой температуре. За свою работу натурщица не просила даже оплаты, считая своим истинным призванием вдохновлять художников на создание произведений.
Замуж Станислава Осипович не выходила по той же причине. В 1962 году на выставке в Манеже вокруг картины «Обнаженная» Роберта Фалька, для которой она позировала, разразился скандал. «Это что за мазня?», — негодовал Никита Хрущев. «Это «Обнаженная» Фалька». — «Голая Валька?», — кричал тогдашний генсек. Станислава Осипович позировала до самой старости. И по одной из версий, умерла прямо во время сеанса в 1970-х годах.
— Рекорд цены на работы Люсьена Фрейда сегодня принадлежит картине «Отдых социальной работницы».
На торгах Christie’s в 2015 году полотно было продано за $56,1 млн. А семью годами ранее, в 2008-м, на том же Christie’s работа «Социальный смотритель спит» ушла с молотка за $33,6 млн. Покупателем тогда стал Роман Абрамович. Моделью для обеих картин британскому художнику послужила Сью Тилли, также известная как Большая Сью. Женщина действительно работала социальным служащим, а параллельно с этим вела богемный образ жизни. Тилли была приятельницей эпатажного художника Ли Бауэри, который и познакомил ее с Фрейдом.
Внук знаменитого психоаналитика был очарован телом Большой Сью. Модель весила больше 120 килограммов и целиком состояла из плоти, которую так ценил Фрейд. На всех картинах, для которых позировала Тилли, художник изобразил ее обнаженной. Сама она так вспоминала работу с Фрейдом: «Я счастлива, что проводила время с человеком, который был таким заботливым и так тяжело работал. Он не был жестоким — он рисовал то, что видел. Он рисовал с любовью». Сегодня Сью Тилли 61 год, она уехала из Лондона и живет в тихом городке на побережье, сама пишет картины, а о событиях молодости периодически пишет в своем Instagram.
— Американца Эндрю Уайета называли «художником-домоседом».
За все жизнь он бывал лишь в двух городах — в родном Чеддс-Форде в Пенсильвании, а в летние месяцы — в Кушинге в штате Мэн. Поэтому на полотнах Уайета были пейзажи лишь этих мест, а героями картин становились соседи. В 1970-х годах художник познакомился с Хельгой Тесторф. Немка-эмигрантка, она помогала по хозяйству на ферме престарелых соседей четы Уайет.
Художник начал писать Тесторф, причем делал это в тайне, а эскизы обнаженной Хельги прятал. Так продолжалось 15 лет, за которые Уайет написал более 240 картин с соседкой. А в 1986 году, когда всю серию за $6 млн купил издатель и коллекционер Леонард Эндрюс, разгорелся скандал.
Журналисты просили хоть как-то прокомментировать картины ничего не знавшую о них жену Уайета. На что та лишь ответила: «Ему повезло, что полотна оказались гениальны, иначе я бы его убила». А сама Тесторф появлялась на обложках журналов Time и Newsweek.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
О привычках и зависимостях знаменитых художников можно прочитатьздесь.
Клоуны и проститутки: все, что нужно знать про «голубой» и «розовый» периоды Пикассо — здесь.
В лондонской галерее зажгли огромную свечу в виде бывшей жены миллиардера Романа Абрамовича Даши Жуковой. Вспоминаем, какие еще существовали саморазрушающиеся произведения искусства здесь.