Найти тему
Artfragment

Скандальная плоть

Оглавление

Картина «Происхождение мира» Гюстава Курбе удостаивалась многочисленных эпитетов. Ее называли «скандальной» и «провокационной», не выставляли больше ста лет, а когда все же представили широкой публике, феминистки выходили с акциями к музею Орсе. В конце сентября «Происхождение мира» вновь оказалось в центре внимания. С вероятностью 99% удалось установить имя модели, которую изобразил французский художник. А мы решили вспомнить, кто еще позировал для скандальных полотен.

— По мнению французского историка Клода Шоппа, для «Сотворения мира» Гюставу Курбе позировала парижская балерина Констанс Кеньо — любовница османского дипломата и коллекционера Халил-бея.

По его заказу и была написала картина. Курбе так изобразил натурщицу, что ее лица на полотне видно не было — лишь натуралистично написанные половые органы, живот и грудь с торчащим соском. Долгое время героиней картины считалась модель Джоанна Хиффернан. Но не в пользу этой версии говорило то, что девушка была рыжеволосой. Отгадку на вопрос об истинной модели Клод Шопп нашел в переписке Александра Дюма-сына с Жорж Санд. «Нельзя кистью передать деликатное и яркое интервью мадемуазель Кеньо из Оперы», — писал Дюма. Шопп сверился с рукописным оригиналом и обнаружил, что на самом деле вместо слова «интервью» (entretien) Дюма написал «чрево» (entrailles). 

— У «Происхождения мира» существует и мужская версия.

Больше, чем век спустя, в 1989 году французская художница Орлан (псевдоним Мирей Порте) написала «Происхождение войны». Полотно точно такого же размера, точно в такой же раме было выставлено в музее Орсе в 2013 году в рамках выставки «Masculin/Masculin», посвященной мужской наготе в искусстве.

Зрители перед картиной Орлан «Происхождение войны».
Зрители перед картиной Орлан «Происхождение войны».

Сама художница не стала замалчивать имя своей модели. Для полотна ей позировал французский актер Жан-Кристоф Буве. Орлан призналась, что «Происхождение войны» — это ее феминистский ответ на полотно Курбе. Ей хотелось видеть реакцию мужчин на то, что с ними сделали то же, что и с моделью «Происхождение мира».

— В 2015 году венский Музей Леопольда провел редкую биографическую выставку.

Она была посвящена, нет, не художнику и не известному коллекционеру, а натурщице. Речь шла о Валли Нойциль — главной модели Эгона Шиле. Роман Нойциль со скандальным художником начался, когда девушке еще не исполнилось и 17 лет. Отношения пары длились четыре года. Валли не отвернулась от возлюбленного даже тогда, когда он провел несколько недель в тюрьме и обвинялся в растлении несовершеннолетних и распространении порнографии. Полотна, на которых Шиле изображал Нойциль, оказывались в центре внимания. Так, картина «Кардинал и монахиня» в 1950-е годы вызвала негодование церкви.

«Кардинал и монахиня», 1912.
«Кардинал и монахиня», 1912.

Помимо возмутительного сюжета, художник написал монахиню с собственным лицом, а кардинала — с ногами Нойциль. Но все же самым обсуждаемым остается «Портрет Валли». Скандал вокруг прав на эту картину заставил парламент Австрии в 1998 году принять закон об ускоренной реституции работ из собраний национальных музеев в том случае, если их кража будет доказана.

«Портрет Валли Нойциль», 1912.
«Портрет Валли Нойциль», 1912.

— Станислава Осипович была натурщицей Валентина Серова и скульптора Сергея Конёнкова, позировала Петру Кончаловскому и Роберту Фальку, Александру Осмёркину и Александру Дейнеке.

В первые годы после революции, когде в мастерских художников стоял холод, изо рта шел пар, а работать приходилось в фуфайках и валенках, Осипович стояла обнаженная и посиневшая — она соглашалась позировать при любой температуре. За свою работу натурщица не просила даже оплаты, считая своим истинным призванием вдохновлять художников на создание произведений.

Петр Кончаловский, «Натурщица у печки», 1917.
Петр Кончаловский, «Натурщица у печки», 1917.

Замуж Станислава Осипович не выходила по той же причине. В 1962 году на выставке в Манеже вокруг картины «Обнаженная» Роберта Фалька, для которой она позировала, разразился скандал. «Это что за мазня?», — негодовал Никита Хрущев«Это «Обнаженная» Фалька».«Голая Валька?», — кричал тогдашний генсек. Станислава Осипович позировала до самой старости. И по одной из версий, умерла прямо во время сеанса в 1970-х годах.

— Рекорд цены на работы Люсьена Фрейда сегодня принадлежит картине «Отдых социальной работницы».

На торгах Christie’s в 2015 году полотно было продано за $56,1 млн. А семью годами ранее, в 2008-м, на том же Christie’s работа «Социальный смотритель спит» ушла с молотка за $33,6 млн. Покупателем тогда стал Роман Абрамович. Моделью для обеих картин британскому художнику послужила Сью Тилли, также известная как Большая Сью. Женщина действительно работала социальным служащим, а параллельно с этим вела богемный образ жизни. Тилли была приятельницей эпатажного художника Ли Бауэри, который и познакомил ее с Фрейдом.

«Отдых социальной работницы»
«Отдых социальной работницы»

Внук знаменитого психоаналитика был очарован телом Большой Сью. Модель весила больше 120 килограммов и целиком состояла из плоти, которую так ценил Фрейд. На всех картинах, для которых позировала Тилли, художник изобразил ее обнаженной. Сама она так вспоминала работу с Фрейдом: «Я счастлива, что проводила время с человеком, который был таким заботливым и так тяжело работал. Он не был жестоким — он рисовал то, что видел. Он рисовал с любовью». Сегодня Сью Тилли 61 год, она уехала из Лондона и живет в тихом городке на побережье, сама пишет картины, а о событиях молодости периодически пишет в своем Instagram.

«Социальный смотритель спит»
«Социальный смотритель спит»

— Американца Эндрю Уайета называли «художником-домоседом».

За все жизнь он бывал лишь в двух городах — в родном Чеддс-Форде в Пенсильвании, а в летние месяцы — в Кушинге в штате Мэн. Поэтому на полотнах Уайета были пейзажи лишь этих мест, а героями картин становились соседи. В 1970-х годах художник познакомился с Хельгой Тесторф. Немка-эмигрантка, она помогала по хозяйству на ферме престарелых соседей четы Уайет.

«Обнаженная Хельга»
«Обнаженная Хельга»

Художник начал писать Тесторф, причем делал это в тайне, а эскизы обнаженной Хельги прятал. Так продолжалось 15 лет, за которые Уайет написал более 240 картин с соседкой. А в 1986 году, когда всю серию за $6 млн купил издатель и коллекционер Леонард Эндрюс, разгорелся скандал.

«Барак», 1976.
«Барак», 1976.

Журналисты просили хоть как-то прокомментировать картины ничего не знавшую о них жену Уайета. На что та лишь ответила: «Ему повезло, что полотна оказались гениальны, иначе я бы его убила». А сама Тесторф появлялась на обложках журналов Time и Newsweek.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

О привычках и зависимостях знаменитых художников можно прочитатьздесь.

Клоуны и проститутки: все, что нужно знать про «голубой» и «розовый» периоды Пикассо — здесь.

В лондонской галерее зажгли огромную свечу в виде бывшей жены миллиардера Романа Абрамовича Даши Жуковой. Вспоминаем, какие еще существовали саморазрушающиеся произведения искусства здесь.