Одни клянут самого известного художника Рунета за «русофобские картинки», другие ценят за «едкую иронию». Сам он говорит, что всего лишь рисует фантазии.
Редакция ЕТВ пообщалась с автором культовых «страшилок» про безумных бабок и котиков с топорами. Художник, которого любят и считают своим как интернет-либералы, так и диванные государственники, в личной беседе разрушил стереотипы,созданные о нем в Сети. Точно снял карнавальные маски.
Маска 1. Стеб над социальными пороками
Критики творчества Васи Ложкина называют его работы «русофобскими картинками», почитатели — «мистическими карикатурами», а люди,считающие себя экспертами в искусстве, ставят свой маркер — «пост-лубок».
— Мне, конечно же, больше по душе термин «мистическая карикатура». Я не высмеиваю что-то конкретное, какие-то социальные пороки. Мне это вообще не интересно. Я иронизирую над миром фантазий. Поэтому мои картины адресованы не разуму, а душе, эфиру, если хотите. Поэтому не просто карикатура, а мистическая. У меня же картины на эмоциях, в них нет никакого потаенного смысла, шифровок и подтекстов. Поэтому людям и нравятся.
Художник признался, что ему не по вкусу, когда его картинами, которых в интернете множество, иллюстрируют журналистскую статью, особенно политическую, или пост в соцсетях со списком песен.
— Понимаете, получается, что в этих случаях я выступаю как соавтор. Я этого не хочу. Они как бы берут меня в свои сторонники, но с какой стати? Это неприятно, конечно. А что делать? Это же интернет.
Маска 2. Русофобия
В картинах Васи Ложкина, как бы он не хотел этого, каждый видит свой подтекст. Когда на Украине случился Майдан, а в России общество (как минимум в интернете) жестко разделилось на «либералов» и «ватников», представители первого лагеря автоматически записали художника в свои ряды. Уж слишком едкими казались его картины. И каково же было удивление, когда украинский блогер, сетевой писатель и киносценарист Владимир «Адольфыч» Шамрай опубликовал этой зимой интервью с Ложкиным, в котором «автор „беспощадных“ карикатур на быт, ментальность и политику современной России, признался, что никогда не придерживался проукраинских взглядов и не поддерживал Майдан».
Правда оказалась еще жестче — никакого интервью с Ложкиным писатель не делал!
— В Ярославле живет один человек, мой знакомый. И как-то он пишет мне «в личку»: «Что ты думаешь о Крыме?» Я тогда злой был, не в настроении. Ну и ответил как думал: «Наш, конечно!» Потом еще каких-то гадостей добавил. И забыл. Прошло некоторое время и на одном украинском сайте я вижу интервью писателя такого-то и такого-то с художником Васей Ложкиным. И там мои слова про Крым, которые я в личку писал! Ну, зачем так делать-то? Это какой-то запрещенный, некрасивый прием. Хотя от слов своих я не отказываюсь. Крым — наш. Конечно. Чей же еще? Там же,на полуострове российский флаг, да? То-то и оно.
Политику не люблю. И разговоры о ней. А по мировоззрению я, конечно же,ватник. Как там по Сорокину? Православный коммунист, вот! Я понял это еще до Майдана и последующих событий на Украине, когда сидел с друзьями в Киеве и как раз обсуждал, чей Крым. Вообще знаете, разговоры за Крым — это такая древняя тема, как только в России интернет подключили, так она и возникла. И уже потом только, недавно совсем, медийщики подключились.
Так что я ватник. Но это не значит, что я — человек, который любит правящий класс и выступает за него. Ватник — это тот, кто выступает за сермяжную правду. Такую, знаете, мужицкую.
Маска 3. Человек интернета, враг телевизора
Поскольку Вася Ложкин стал популярным именно в Сети, интернет-публика, которая презирает телевизор как «отупляющий ящик», записала художника в свою компанию «ненавистников TV». И зря.
— Я люблю наше телевидение. Канал «Рен-ТВ». Мне вот это все по нраву: земля плоская, инопланетяне, рептилоиды. Это все мое. Это греет мне душу — признался художник. — Можно сколько угодно говорить об отупляющем эффекте, но правда в том, что телевизор человек смотрит не чтобы поумнеть, получить какие-то ответы на вопрос «Как жить?». Нет. Человек смотрит телеканал, чтобы получить эмоции, впечатления, которые он любит. Кто-то вот не любит телек, но любит Навального, а кто-то — императора Николая II и великую Россию.
Маска 4. Столичная штучка
Если только постить милые и жутковатые картинки Васи Ложкина (что делает большинство из нас), не углубляясь в биографию художника, можно подумать,что он — житель столицы. Москвы, например, поскольку именно туда уезжают почти все, кто добился успеха. Или Питера, где проходили одни из первых выставок. Однако, это не так. Ложкин не любит мегаполисы.
— Ваш Екатеринбург похож на Москву, но мне по духу ближе областные центры поменьше. Не люблю большие скопления людей. Я вот живу в Ярославле. Это небольшой город на великой реке Волге. В нем есть много старинных домов и церквей. Это такая тру-Россия. Центральная, сермяжная. Очень мне это нравится.
Маска 5. Наив как фишка
В интернете кочует мнение о том, что Вася Ложкин — это успешный арт-проект, основанный на популярности карикатуры и наивного искусства. Смысл в том, что Ложкин сознательно рисует в примитивной технике, чтобы быть более понятным и востребованным. Однако, как выяснилось, это все досужие домыслы диванных искусствоведов. Правда в том, что Вася Ложкин просто… не умеет рисовать по другому!
— В моих картинах нет никакой иносказательности, метафоричности. Если я рисую алкоголика, то я не презираю его. Я им искренне восхищаюсь. Я не бичую пороки, а, если так можно сказать, в чем-то даже воспеваю их.
Художником я стал, можно сказать, совершенно случайно. Я ведь не учился живописи. Просто нарисовал одну картинку, вторую. Первыми моими персонажами были зайцы. Разместил фото работ в своей «уютной жежешечке». А мне фрэнды ответили: «Круто! Давай еще!» Так и пошло-поехало. Специально я как-то не раскручивался. Сейчас, не скрою, мои картины — это, с одной стороны, творчество, ведь всегда есть порыв, жажда что-то выразить, а с другой — бизнес-проект, конечно. Мне в этом повезло. Не помню, кто сказал, может Сталлоне: «Счастлив тот, кто занимается любимым делом и получает за это деньги».
И хотя меня называют злободневным художником, я не рисую картины по определенным поводам. Или к каким-то событиям. Мне просто приходит в голову сюжет. Например, рыжий котик с топором. Я его рисую. Потом смотрю и думаю: неплохо бы вписать в картину какой-нибудь лозунг, чтобы на агит-плакат больше походило. Иногда сначала лозунг придумывается, а уже к нему добавляются герои.
Маска 6. Признание дается легко
Можно подумать, что Вася Ложкин — это такой баловень судьбы. За что бы он ни взялся — все спорится, становится популярным, культовым. Однако реальность гораздо суровей. Даже к художникам. Например, скажите без Гугла, знаете ли вы группу «Эбонитовый колотун»? О чем их песни? То-то и оно.
— Я не только рисую. Еще у меня есть рок-группа. Так вот своему музыкальному творчеству я уделяю много времени и сил. Что-то сочиняю,исполняю, записываю. Но признания не получаю никакого! Это какая-то психическая болезнь уже. Известно же что рок-н-ролл — это дело молодых. И все знаменитые песни авторы написали, когда им было 25 лет или около того. Потому уже появляются семья, дети, работа. Это сильно отвлекает. И люди уходят из музыки. Тех, кто перевалив за рубеж в 25 лет, продолжает что-то играть, уже не остановить. Это уже потребность. Так и я занимаюсь этим музыкальным творчеством уже лично для себя.
Маска 7. Уверенность в завтра
Некоторые картины Васи Ложкина выглядят как жесткий визуальный сарказм. Они на ура расходятся по интернету, а сам автор совсем не боится праведного гнева моралистов и лишнего внимания силовиков, которые ищут экстремистов по соцсетям. Как будто у Ложкина есть какой-то покровитель из высших политических сферах. Художник в своем творчестве ведет себя так,точно он на сто процентов уверен в завтрашнем дне. Однако…
— Мы живем в России, и она существует давно. У нас практически в любой момент может произойти что угодно и с кем угодно. Вот я выйду завтра на улицу, а какой-нибудь безумный мужик пробьет мне голову кирпичом. Я стану совсем мертвым. Или меня по навету закуют в кандалы и увезут в Сибирь, где сгноят… И что делать? Не выходить из комнаты? Жить-то надо!